Наука строить городки
Наука строить городки
Важно знать историю места, где живёшь. Оказывается, наш Академгородок, который сегодня имеет мировую известность, рождался в муках. Об этом материал, подготовленный на основе архивных документов специально к Дню строителя.
Впервые свой профессиональный праздник строители нашей страны отметили в 1956-м, а ровно через год их сибирская «диаспора» получила своеобразный подарок к этой знаменательной дате: был заключён первый подрядный договор с Западно-Сибирским филиалом АН, ознаменовавший начало выполнения решения об образовании Сибирского отделения.
По законам экономии
Что же предстояло возвести, чем заполнить площадку в 1110 отведённых гектаров? По какой-то иронии судьбы в ноябре 1955 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве». Подвергнув критике «сталинский ампир», власти провозгласили курс на резкое увеличение темпов строительства, повышение его экономичности. Упомянутый документ положил начало эре индустриального домостроения. Главными критериями стали «голый» функционализм и типовое строительство. Окна – типовые, двери – типовые, стены – типовые. «Тип, тип, тип…», как пели архитекторы тех лет, скрипя творческими зубками и сжимая профессиональные кулачки. Предстояло строить «убого, зато быстро и много…», вторили им стихами коллеги по цеху. Застройку научного городка вести именно по тем самым типовым и повторным проектам для удешевления процесса предписывало Постановление Совмина №797 от 03.07.1957.
Срок эксплуатации жилых домов ранних серий власти определяли в 25 лет, их ключевой целью стала необходимость достоять до «эпохи Коммунизма», обещанного нам к 1980 году.
Государство, подчёркивая серьёзность своих намерений, продолжило политику 31 июля 1957-го новым документом – «О развитии жилищного строительства…». Один из основных постулатов – пункт о возведении и активной эксплуатации «предприятий по производству сборных железобетонных конструкций, крупных блоков… и панелей», получивших название «заводы КПД», т.е. крупнопанельного домостроения. Им надлежало наладить поточную поставку изделий, максимально рациональных, функциональных, с активным применением «отходов промышленных предприятий, металлургических и котельных шлаков, золы ТЭЦ».
Довершил картину XXI съезд КПСС, прошедший в феврале-марте 1959 года. В его резолютивной части присутствовал призыв «верхов», в переложении на житейский язык звучавший так: «Уважаемые руководители республик, краёв и областей! Вы должны проявлять инициативу и творческую смекалку, способствуя повышению благосостояния и улучшения комфортности жизни народа в условиях ограниченного бюджета». Применительно к производству эта просьба-приказ означала поиски и внедрение методов максимального удешевления с сохранением надлежащего качества. Такое вот законодательное «ограждение» было воздвигнуто вокруг площадки, выбранной под городок науки возле Новосибирска.
Через тернии к цели
На месте ситуация осложнялась многими факторами. Застройщики начинали свою деятельность, не имея от заказчика НИЧЕГО. Продолжительное время отсутствовали генеральный и сопутствующие ему планы, проектирование вели более 20 организаций, одновременно шла подготовка площадок, развёртывание производственного цикла продвигалось параллельно со всевозможными согласованиями, комплектованиями, формированиями.
Строители испытывали колоссальные трудности с жильём, спецтехникой, кадрами. Недокомплект наблюдался не только в стане специалистов-разрядников (хотя бы какого-то класса), но и по живой силе в принципе. Когда на строительство прибыл целый класс выпускников средней школы из Тюменской области, то обучение рабочим профессиям они проходили непосредственно на объектах, под патронажем одного опытного каменщика. Пришлось прибегнуть даже к помощи «спецконтингента», построив для него учреждение на 2000 «сидельцев». Учёные, используя личные связи, обратились и к маршалу Г.К. Жукову с просьбой дислоцировать здесь дополнительную воинскую часть инженерно-строительного профиля. Неоценимую помощь оказали иногородние квалифицированные рабочие из Ангарска, Красноярска, других городов, приезжая целыми бригадами, со своими блоками и панелями, возводя из них здания.
«С боями» добывалась нужная документация – проектно-сметная и любая другая. Обычной практикой первоначального периода можно назвать серьёзное запаздывание выдачи её по срокам, а то и полное отсутствие! К этому можно добавить и крайне слабый надзор со стороны архитектурного сообщества. От совокупности приведённых факторов пострадал даже сам М.А. Лаврентьев: его детище, здание Института гидродинамики, перевернули относительно сторон света. В результате сейчас мы имеем дорожную «извилину», связывающую проспект его имени и Морской.
Вдобавок ко всему производственная индустрия Новосибирского района откровенно не тянула ещё одной, хоть и очень значимой для государства, стройплощадки. Решались вопросы по обеспечению необходимыми материалами и штатами на самом высоком уровне: многочисленные директивы советских органов РСФСР обязывали «…Кемеровский, Омский облисполкомы и Алтайский крайисполком поставить в 1958 г. со своих заводов… по 5 млн штук кирпича каждому…», «... совнархозам направить… 5 тыс. рабочих …на объекты Сибирского отделения». При поступлении оказалось, что кирпич разный по цвету, размерам, маркам, и каменщикам приходилось серьёзно «мудрить», добиваясь необходимых параметров. А тут ещё «Самый главный» – Н.С. Хрущёв, посещая рождающийся в муках Академгородок, попенял местным товарищам за их увлечение «отсталыми технологиями», дал наказ быстрее осваивать новые методы и порекомендовал не подниматься выше 4-х этажей, назвав здания такой высотности «экономически наиболее выгодными». Проводив высокого гостя, сибиряки приняли решение «с 1.11.1959 г. дома из камня не закладывать, вследствие его низкого качества, их неумелого исполнения и неудовлетворительного внешнего вида».
Общий праздник
Но, несмотря ни на что, сроки сдачи объектов никто не отменял. И люди старались, в мороз и жару, под открытым небом и на сквозняках. Живя в плане соцкульт- и житейского быта скромно, они творили условия для жизни и деятельности учёных намного лучшие, чем имели сами.
И, главное, они смогли! Построили завод КПД, добились сдачи объектов вовремя и с паспортами качества, запустили процесс подготовки специалистов и много ещё чего. 21 августа 1964 года Государственная комиссия подписала акт о приёмке ННЦ в эксплуатацию. С оценкой «хорошо».
Поэтому День строителя – заслуженный, почётный, выстраданный праздник. Здоровья монтажникам и плотникам, крановщикам и отделочникам, сварщикам и водителям, всем тем, кто имеет отношение к этой самой мирной профессии!
С глубоким уважением, сын родителей-сибакадемстроевцев
Олег БОРОДИН
Фото из архива «Навигатора»
Комментарии