Воображаемые друзья
Воображаемые друзья
Более четырех месяцев назад у дочери появился вымышленный друг Саша. Девочке почти четыре года. Она с ним играет, разговаривает, может позвонить ему по телефону, потом говорит, что сейчас придет Саша. Может бегать по дому и «играть» с ним в жмурки и догоняшки. Выходим из дома, она ручками как будто его берет и переставляет через порог, к бабушке приехали, она просит поставить на окно ее и Сашу. Обижается, что баба Сашу не поднимает, приходится бабушке делать вид, что подняла и Сашу. И так каждый день. Я не знаю ни одного Сашу, в саду тоже нет детей с таким именем. Сначала мы смеялись, а теперь настораживает, что Саша настолько реалистичен.
Описываемое явление значительно более распространено, чем принято считать. Многие дошкольники придумывают себе товарищей, чье воображаемое присутствие скрашивает их повседневную жизнь. Достаточно вспомнить одинокого Малыша, подружившегося с Карлсоном, который живет на крыше. Этих воображаемых спутников дети могут называть по именам, упоминать о них в разговорах и играть с ними подолгу, как с реальными товарищами. Они помогают малышам справляться со страхами, заменяют друзей в периоды одиночества, поддерживают в них уверенность в правильности их действий. Такой друг становится отражением ребенка, его сторонником и соратником, вторым «я», которое никогда не подведет, удовлетворит актуальные потребности: если кто-то съел варенье, то, конечно, это сделал не ваш замечательный Малыш, а его друг Карлсон. Если родителям кажется, что ребенок затеял слишком шумную игру, то воображаемый товарищ целиком и полностью на стороне малыша.
Недавние исследования показали, что до 65% дошкольников выдумывают себе друзей. Хотя у некоторых детей, придумывающих себе товарищей, обнаруживаются клинические проблемы в зрелом возрасте, статистически происходит это не чаще, чем с детьми, не имеющими выдуманных друзей. Само по себе это занятие говорит скорее о положительных качествах ребенка. Например, по сравнению с детьми, у которых нет воображаемых друзей, они более общительны, менее застенчивы, более креативны, имеют больше реальных друзей и активнее участвуют в семейных и внесемейных мероприятиях. Похоже, воображаемые друзья помогают детям приобретать социальные навыки и упражняться в искусстве вести разговор. Воображаемые друзья – это надежные показатели того, что дети успешно вольются в коллектив любого дошкольного учреждения, будут общительны и дружелюбны.
Общение с придуманным другом способствует развитию воображения ребенка, учит его строить эмпатические догадки – предполагать, что может чувствовать другой человек в тех или иных обстоятельствах – ведь здесь ребенок, по сути, сам создает комплексную и целостную личность, продумывая для нее образ мыслей, мир чувств и желаний. Такой опыт помогает малышу лучше представлять и понимать окружающих. Наконец, наличие воображаемого товарища может принести пользу и в познавательном плане. Возможно, дети, проявляющие тягу к фантазиям, получают опыт, который помогает им постичь связь между символическим представлением и реальным миром. Фантазирование может облегчить малышам понимание того, что их умственные образы отличаются от объектов внешнего мира. Стоит детям научиться проводить это различие в символических играх – с воображаемыми партнерами или без них – и они оказываются более подготовленными к тому, чтобы чувствовать разницу между вымыслом и реальностью в других ситуациях. А. Бердникова -----------------------
Комментарии