Выбирая профессию, выбираешь судьбу
Выбирая профессию, выбираешь судьбу
Мало кто из школьников точно знает, кем он хочет стать. Очень часто выбор делается неосознанно: кто-то прислушивается к мнению родителей, кто-то руководствуется престижем будущей профессии, а некоторые и вовсе решают поступать в вуз заодно с друзьями. В этом году в технопарке начала работать компания «АкадемПрофтест» – региональный представитель Центра тестирования и развития гуманитарных технологий при МГУ им. Ломоносова. Его специалисты рассказали, как выбирать профессию.
– В каком возрасте можно выявить наклонности ребёнка?
– Задумываться о том, какую профессию выбрать, нужно с 8-9-го класса. А детей более раннего возраста можно отдавать в разные кружки и секции, чтобы посмотреть, что им ближе, к чему проявляется наибольший интерес.
– Профориентационные методики действительно помогают это распознать?
– В мире создано много тестов и методик по профориентации. Есть и эффективные российские разработки. Мы, в частности, используем методики Александра Шмелёва, доктора психологических наук, профессора МГУ. Судя по тому, что процент выбравших профессию по нашим рекомендациям достаточно высок, можно сказать: такие методики работают.
– Бывают ли случаи, что родители, услышав рекомендации психолога, говорят: «Нет, эта профессия совершенно не подходит моему ребёнку»?
– Часто мама или папа настаивают на выборе той профессии, которая передаётся в семье по наследству или которая считается престижной и денежной. Например, они уверены, что, став экономистом, ребёнок обеспечит себе безбедное будущее. В то же время диагностика показывает, что у сына или дочери склонность к творческим профессиям и неприязнь к работе с цифрами. Задача психолога в этом случае – объяснить, что не стоит в угоду собственным интересам ломать ребёнка и заставлять заниматься тем, что ему не интересно.
– Как же тогда подходить к выбору профессии?
– Мы с коллегами считаем, что подросток должен сделать выбор сам, учитывая свои сильные и слабые стороны. Однако в этом возрасте у школьников ещё, как правило, нет уверенности в том, что они всё делают правильно. Поэтому в Центре проводится комплексное тестирование на профориентацию и различные тренинговые программы, которые позволяют выявить особенности характера, интеллектуальные и творческие возможности. Благодаря полученным данным становится понятно, какие виды деятельности подходят человеку.
– Если подросток с детства мечтает стать, например, врачом, а диагностика показывает, что ярко выраженных способностей к этой деятельности у него нет, всегда ли это означает, что нет шансов добиться успеха в данной сфере?
– В таком случае очень важна комплексная профориентационная диагностика: учёт и интереса, желания, и способностей. Мы всё же придерживаемся мнения, что мотивы, желание человека важнее. Просто для достижения результата ему необходимо будет приложить намного больше усилий.
– А какие выводы можно сделать, анализируя, как ребёнок учится в школе?
– Как правило, в школе можно оценить лишь знания по определённым предметам и в редких случаях увидеть ярко выраженные наклонности к той или иной области знаний. Личностные качества не учитываются, а они очень важны.
– Наблюдаете ли вы за судьбой тех подростков, которые к вам приходят?
– Да, мы собираем такую информацию и общаемся с ребятами, которые когда-то проходили тестирование. В основном они используют полученные результаты и выбирают профессию, исходя из них. Как сложится их дальнейшая судьба, покажет жизнь. А мы обязательно учтём этот опыт.
Т. Фомина
Комментарии