«Вечной прочности вечный запас»
«Вечной прочности вечный запас»
22 октября 1922 года, ровно 90 лет назад, в селе Семьяны Воротынского района Горьковской области родилась Анастасия Ивановна ЗУБКОВА – замечательная скромная женщина, участница Великой Отечественной, с 1958 года – жительница Советского района.
Это о таких, как она, Юлия Друнина написала:
До сих пор не совсем понимаю, как же я, и худа, и мала, сквозь пожары к победному Маю в кирзачах стопудовых прошла. И откуда взялось столько силы даже в самых слабейших из нас?.. Что гадать? – Был и есть у России вечной прочности вечный запас.
И вот что рассказала Анастасия Ивановна в день своего юбилея:
– Семья наша была большая – мал-мала меньше: Катя, Вера, Миша, Володя, Коля и я – самая росточком маленькая. Жили до войны не богато, но дружно. Все ребята в школе учились. «Ворошиловскими стрелками» были, «Готов к труду и обороне» значки носили. Катя после войны даже директором школы стала. Отец в колхозе бухгалтером работал и меня бухгалтерскому делу обучил. Война началась, всех троих братьев на фронт забрали. Пусто сразу в доме стало, голодно и холодно. Скоро и папа умер.
А меня в мае 1943 года призвали. Под городом Горький нас на болотах обучили по-военному четко работать. Присвоили мне звание ефрейтора. Жили мы там в мокрых землянках, летом комары заедали, осенью промерзали насквозь, там я подхватила малярию. Но это не причина для демобилизации, фронт требовал и нашего участия – сутками не отрывались от аппаратов. Так и служила два года страшной войны старшим телефонистом взвода управления 1-го дивизиона запасного авиаполка 1-го Украинского фронта. Перебазировались мы многократно с одного места на другое. И под бомбежкой, и под артобстрелом были. Гибли наши ребята – летчики, (особенно при освобождении Польши), за каждого, как за родного, переживали.
А меня ранения и контузии миновали, живая осталась, но уже в Познани (Польша) снова догнала меня малярия. Демобилизовали в конце июня 1945 года, жара стояла, едва живая добралась до парома через Суру. До дома рукой подать, а меня трясет. «Береги, девка, зубы, а то все разобьешь!» – пожалел перевозчик. Мама отпоила меня хиной. Ожила.
Работала в колхозе вместо отца бухгалтером. В 1950-м вышла замуж, уехала на строительство Горьковской ГЭС, а в 1958 году перевелась в Новосибирск и еще двадцать лет работала старшим бухгалтером Сибакадемстроя. Все три брата вернулись с войны в наградах, только Миша был очень тяжело ранен.
Вот такая у меня была не громкая, но очень ответственная жизнь. Просто надо было честно жить для других. Всех своих родных пережила. Сегодня вот телеграммы перечитываю: от Юрченко, Городецкого, Шварцкоппа, соцзащиты. Путин написал: «Мы гордимся Вашим поколением, которое с честью прошло испытания Великой Отечественной войной». Да, если бы не эти испытания простудами и потрясеньями, и я народила бы детей, вырастила бы внуков, нянчила бы сейчас правнуков. А то только кошки спасают меня от болезней и одиночества, да вот с Вами, который раз, всю жизнь за один день прожила, – заключила свой рассказ Анастасия Ивановна, принимая мои поздравления с юбилеем и глядя на свои награды: Орден Отечественной войны, десять медалей – «За победу над Германией, «За освобождение Варшавы», юбилейные, «За доблестный труд…», «Ветеран труда».
– Будьте здоровы, дорогая Анастасия Ивановна, Живите до ста лет! – искренне пожелала я.
– И доживу! Что не дожить? 90 прожила, а десять сам Бог велел жить за тех, кто с войны не вернулся или уже умер! Должны же молодые знать, что война – страшное, большое общее и личное горе, что есть на земле свидетели этого – вроде меня. Вот сделаю операцию и еще поживу, – спокойно добавила эта мудрая женщина. И я поверила. Ведь совсем недавно она, член совета клуба участниц Великой Отечественной войны, была заботливым руководителем территориальной группы. Поможем ей и другим ветеранам сдержать это серьезное обещание!
Нинель МАЛИНОВСКАЯ
Фото из архива А.И. Зубковой. Год 1943-й
Комментарии