• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 02:58 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Ума палата, да…»

    «Ума палата, да…»


    «Ума палата, да…»

    Установка на раннее развитие интеллектуальныхспособностей детей стала идеей фикс для многих современных семей. Практически всеобщеобразовательные школы наперебой зазывают первоклашек (вернее, их родителей)в свои стены привлекательными перспективами. Школа с углубленным изучениемфранцузского языка объявляет прием в класс предшкольной подготовки с элементамиМонтессори-педагогики. Звучит довольно заманчиво! А кто знает, что это запедагогика, и какие элементы из нее выхвачены; соответствуют ли они всемостальным установкам традиционной школы; есть ли достаточное количествоучителей, способных преподавать на этом уровне в среднем школьном звене? Другаяшкола приглашает первоклашек в гимназические классы с углубленным изучениеманглийского языка и математики, а попутно предлагает им занятия по логике,истории, экологии, театральному мастерству, художественному труду, ритмике.Третья пытается на параллели пятых классов открыть лицейский класс. Выборделают родители, а расплачиваются за их амбиции дети.

    Древнеримский учитель красноречия Квинтиллианпредупреждал: «Как небольшие сосуды с узким горлышком не могут принять на себясразу жидкость, а наполняются ниспадающими каплями, так и ум детей: чтопревосходит их понятия, не войдет им в голову, еще мало к тому подготовленную».А 16 веков спустя английский философ Джон Локк в «Мыслях о воспитании», словнопродолжая Квинтиллиана, задачу воспитания видел не столько в сообщении детямосновательного знания наук, сколько в расширении и построении «их душинаилучшим образом для того, чтобы они могли овладеть любою наукой, когда самипримутся за нее». Об этом главном обустройстве души все почему-то забыли. А оновмещает в себя: умение быстро адаптироваться и адекватно вести себя в любойситуации; навыки общения со сверстниками и взрослыми; умение постоять за себя,проявлять свою волю, выполнять необходимые правила, развитие познавательногоинтереса и многое другое, в основе чего лежит способность к действиям пообразцу, которые закладываются в раннем детстве. Решающим в жизни каждого человекаявляется возраст от 2-х до 4-х лет. Именно в эти годы ребенок осваивает мир вещей.Точно так же он познает и собственный мир – мир желаний, который с каждым днемстановится все больше. Взрослым кажутся эти желания неразумными и дажеопасными, они идут вразрез с представлением, каким должен быть ребенок этоговозраста, поэтому его постоянно останавливают, одергивают: «Куда ты полез? Ну,сколько раз тебе говорить? Я же сказал: нельзя!» Подражая маме, четырехлетняяИрочка «скроила» из маминого платья наряд для куклы – девочку выпороли. Папаприбивал на даче доску к забору, а восьмилетний сын взял гвозди и забил их вразделочную доску на кухне – поставили в угол. Ребенок стремится подражать взрослым,имитировать их действия. А взрослые? «Не трогай нож – палец порежешь!» «Я саматебе суп налью, а то опрокинешь кастрюлю». И это вместо того, чтобы научитьребенка, как с этим всем управляться. Не у всех хватает терпения смотреть нато, как ребенок ест, разливая суп по одежде, размазывает кашу по столу. И оннастырно заявляет: «Я – сам!» А каким терпением необходимо запастись, чтобыдождаться, когда ребенок оденется. Нам легче и быстрее сделать это за него. Иделаем, а потом через 2-3 года заходимся в истошном крике: «Неужели это трудносделать самому?!» «И в кого ты такой недотепа?!» Да ни в кого! Просто мы самивоспитали в нем эту беспомощность, которая станет для него настоящим бедствиемв школьные годы. Способность к подражанию, к имитации действий взрослых,позволяет ребенку легко и просто ориентироваться в типовых жизненных ситуациях.Если же эта способность не развита (а не развивается она у детей, воспитанных впостоянных ограничениях) вся жизнь ребенка превращается в сплошную проблему(собрать портфель, самостоятельно одеться, выучить уроки, выполнитьэлементарные школьные правила и т.д.), требующую больших нервных затрат. Г.Цукерман назвала такое явление орудийной беспомощностью, ставшей настоящимбичом начальной школы. Все больше и больше детей приходят сегодня в первыеклассы, не испытывая никаких трудностей в освоении сложных теоретическихзнаний, но расшибаются о требования правил записи задачи в два действия или немогут разобраться в беспорядке собственного портфеля. «И кто их тольковоспитал», – недоумевают учителя, глядя на этих умненьких и беспомощных первоклашек.А ведь это любящие папы и мамы, дедушки и бабушки воспитали их такими и, темсамым, закрыли путь к полной самореализации любимого существа.

    Трудности в обучении ребенка с орудийной беспомощностьюпоявляются, когда возникнет необходимость выполнения элементарных школьныхправил, как дисциплинарных, так и порядка оформления работ. Несоблюдение этихтребований может на нет свести реальные достоинства сверхразвитого, начитанногоребенка. «И не дай бог, – предупреждают В. Брофман и Г. Цукерман, – если в этоттрудный для ребенка период родители, встревоженные грязью в тетрадях иотсутствием блестящих школьных достижений, сменят позицию и начнут требовать того,чего сами не заложили в шкалу ценностей и в систему детских способностей!» Этоможет обернуться для ребенка утратой веры в себя и полным нежеланием учиться.Лишь последовательное поведение родителей, не требующих немедленной отдачи,терпение и поддержка помогут ребенку преодолеть разрыв между его знаниями иумением их выразить. Главное – не упрекать за то, что не оправдал честолюбивыхожиданий, не сравнивать с другими детьми, которые «были хуже, а теперь…» Детейодаренных, но страдающих орудийной беспомощностью, и во взрослой жизни ждетмного разочарований. Ведь ни один творческий замысел не может быть реализованбез серьезного навыкового обеспечения. Если этого нет, даже самый талантливыйчеловек обречен на судьбу «генератора идей», нуждающегося в командеисполнителей, разработчиков его замысла. Если команда почему-либо нескладывается, то в творческой жизни такого человека ждет горестная участь: вего деятельном уме будут скапливаться гениальные идеи, не воплощенные втехнических решениях, а потому не востребованные. Или этими идеями будут беззазрения совести пользоваться другие и наживать себе научный капитал.

    Конечно, как писал В. Короленко, «в детях хочетсявидеть продолжение того, о чем мечтал и думал с тех пор, как начал мечтать идумать», но следует помнить и о том, что «не мы устанавливаем темп развитиядетей, он заложен природой, и у каждого ребенка свой» (Соловейчик). Иначеполучится, как в русской пословице: ума палата, да толку маловато.

    Нина ЛОГВИНЕНКО,
    психолог (тел. 332-58-19)


    Другие статьи на тему

    Старые рубрики / Семейный круг
    Советы читателей
    Советы читателей В рубрике «Семейный круг» мы не раз говорили о том, что заставляет людей старшего возраста искать пару и создавать семью. Для женщин это страх одиночества, желание чувствовать себя нужной, излить на кого-то нерастраченную теплоту и нежность...
    3075 2
    Старые рубрики / Семейный круг
    Кто даст совет?
    (Продолжение. Начало в №44) Александра Академгородок уже отпраздновал свое десятилетие, когда ей предложили работу в одном из институтов, да еще с предоставлением квартиры...
    3092 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Кто даст совет?
    Существует множество неписаных законов, которые в реальной жизни имеют место быть. К примеру, если бутерброд падает, то по «закону подлости» непременно маслом вниз. А вот в моей психотерапевтической практике постоянно действует «закон парности случаев»...
    2951 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Призраки прошлого
    Они поженились, когда, как говорят, деваться было некуда. Ирина ждала ребенка, и это было уже очевидно для всех. Сергей долго не решался привести ее в дом и познакомить с матерью, хотя та постоянно интересовалась, когда же он, наконец, предъявит свою красавицу...
    3012 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Можно пойти на компромисс
    Судя по письмам и телефонным звонкам, проблема отношения отцов и детей волнует многих читательниц «Семейного круга». Сегодня мы хотим предоставить слово тем, кто пережил развод родителей и рос без отца...
    3186 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Бывших родителей не существует!
    Бывших родителей не существует! К сожалению, приходится констатировать, что после развода родителей дети становятся заложниками их взаимной неприязни. И что греха таить, зачастую инициаторами в этом неблаговидном деле становимся мы, женщины.   Никита, 14 лет...
    3599 0

    Популярное