«Ума палата, да…»
«Ума палата, да…»
«Ума палата, да…»
Установка на раннее развитие интеллектуальныхспособностей детей стала идеей фикс для многих современных семей. Практически всеобщеобразовательные школы наперебой зазывают первоклашек (вернее, их родителей)в свои стены привлекательными перспективами. Школа с углубленным изучениемфранцузского языка объявляет прием в класс предшкольной подготовки с элементамиМонтессори-педагогики. Звучит довольно заманчиво! А кто знает, что это запедагогика, и какие элементы из нее выхвачены; соответствуют ли они всемостальным установкам традиционной школы; есть ли достаточное количествоучителей, способных преподавать на этом уровне в среднем школьном звене? Другаяшкола приглашает первоклашек в гимназические классы с углубленным изучениеманглийского языка и математики, а попутно предлагает им занятия по логике,истории, экологии, театральному мастерству, художественному труду, ритмике.Третья пытается на параллели пятых классов открыть лицейский класс. Выборделают родители, а расплачиваются за их амбиции дети.
Древнеримский учитель красноречия Квинтиллианпредупреждал: «Как небольшие сосуды с узким горлышком не могут принять на себясразу жидкость, а наполняются ниспадающими каплями, так и ум детей: чтопревосходит их понятия, не войдет им в голову, еще мало к тому подготовленную».А 16 веков спустя английский философ Джон Локк в «Мыслях о воспитании», словнопродолжая Квинтиллиана, задачу воспитания видел не столько в сообщении детямосновательного знания наук, сколько в расширении и построении «их душинаилучшим образом для того, чтобы они могли овладеть любою наукой, когда самипримутся за нее». Об этом главном обустройстве души все почему-то забыли. А оновмещает в себя: умение быстро адаптироваться и адекватно вести себя в любойситуации; навыки общения со сверстниками и взрослыми; умение постоять за себя,проявлять свою волю, выполнять необходимые правила, развитие познавательногоинтереса и многое другое, в основе чего лежит способность к действиям пообразцу, которые закладываются в раннем детстве. Решающим в жизни каждого человекаявляется возраст от 2-х до 4-х лет. Именно в эти годы ребенок осваивает мир вещей.Точно так же он познает и собственный мир – мир желаний, который с каждым днемстановится все больше. Взрослым кажутся эти желания неразумными и дажеопасными, они идут вразрез с представлением, каким должен быть ребенок этоговозраста, поэтому его постоянно останавливают, одергивают: «Куда ты полез? Ну,сколько раз тебе говорить? Я же сказал: нельзя!» Подражая маме, четырехлетняяИрочка «скроила» из маминого платья наряд для куклы – девочку выпороли. Папаприбивал на даче доску к забору, а восьмилетний сын взял гвозди и забил их вразделочную доску на кухне – поставили в угол. Ребенок стремится подражать взрослым,имитировать их действия. А взрослые? «Не трогай нож – палец порежешь!» «Я саматебе суп налью, а то опрокинешь кастрюлю». И это вместо того, чтобы научитьребенка, как с этим всем управляться. Не у всех хватает терпения смотреть нато, как ребенок ест, разливая суп по одежде, размазывает кашу по столу. И оннастырно заявляет: «Я – сам!» А каким терпением необходимо запастись, чтобыдождаться, когда ребенок оденется. Нам легче и быстрее сделать это за него. Иделаем, а потом через 2-3 года заходимся в истошном крике: «Неужели это трудносделать самому?!» «И в кого ты такой недотепа?!» Да ни в кого! Просто мы самивоспитали в нем эту беспомощность, которая станет для него настоящим бедствиемв школьные годы. Способность к подражанию, к имитации действий взрослых,позволяет ребенку легко и просто ориентироваться в типовых жизненных ситуациях.Если же эта способность не развита (а не развивается она у детей, воспитанных впостоянных ограничениях) вся жизнь ребенка превращается в сплошную проблему(собрать портфель, самостоятельно одеться, выучить уроки, выполнитьэлементарные школьные правила и т.д.), требующую больших нервных затрат. Г.Цукерман назвала такое явление орудийной беспомощностью, ставшей настоящимбичом начальной школы. Все больше и больше детей приходят сегодня в первыеклассы, не испытывая никаких трудностей в освоении сложных теоретическихзнаний, но расшибаются о требования правил записи задачи в два действия или немогут разобраться в беспорядке собственного портфеля. «И кто их тольковоспитал», – недоумевают учителя, глядя на этих умненьких и беспомощных первоклашек.А ведь это любящие папы и мамы, дедушки и бабушки воспитали их такими и, темсамым, закрыли путь к полной самореализации любимого существа.
Трудности в обучении ребенка с орудийной беспомощностьюпоявляются, когда возникнет необходимость выполнения элементарных школьныхправил, как дисциплинарных, так и порядка оформления работ. Несоблюдение этихтребований может на нет свести реальные достоинства сверхразвитого, начитанногоребенка. «И не дай бог, – предупреждают В. Брофман и Г. Цукерман, – если в этоттрудный для ребенка период родители, встревоженные грязью в тетрадях иотсутствием блестящих школьных достижений, сменят позицию и начнут требовать того,чего сами не заложили в шкалу ценностей и в систему детских способностей!» Этоможет обернуться для ребенка утратой веры в себя и полным нежеланием учиться.Лишь последовательное поведение родителей, не требующих немедленной отдачи,терпение и поддержка помогут ребенку преодолеть разрыв между его знаниями иумением их выразить. Главное – не упрекать за то, что не оправдал честолюбивыхожиданий, не сравнивать с другими детьми, которые «были хуже, а теперь…» Детейодаренных, но страдающих орудийной беспомощностью, и во взрослой жизни ждетмного разочарований. Ведь ни один творческий замысел не может быть реализованбез серьезного навыкового обеспечения. Если этого нет, даже самый талантливыйчеловек обречен на судьбу «генератора идей», нуждающегося в командеисполнителей, разработчиков его замысла. Если команда почему-либо нескладывается, то в творческой жизни такого человека ждет горестная участь: вего деятельном уме будут скапливаться гениальные идеи, не воплощенные втехнических решениях, а потому не востребованные. Или этими идеями будут беззазрения совести пользоваться другие и наживать себе научный капитал.
Конечно, как писал В. Короленко, «в детях хочетсявидеть продолжение того, о чем мечтал и думал с тех пор, как начал мечтать идумать», но следует помнить и о том, что «не мы устанавливаем темп развитиядетей, он заложен природой, и у каждого ребенка свой» (Соловейчик). Иначеполучится, как в русской пословице: ума палата, да толку маловато.
Нина ЛОГВИНЕНКО,
психолог (тел. 332-58-19)
Комментарии