У них свой путь
У них свой путь
У них свой путь
Воспитание – это скобель, который может выровнять дерево, но который не сделает из ели черного дерева.
П. Декурсель
Детство Марины было далеко не безоблачным и радостным. Отец беспробудно пил, а потом и вовсе исчез бесследно куда-то, когда девочке и шести лет не было. Жизнь матери превратилась в сплошную борьбу за выживание. Не имея никакой специальности, она довольствовалась случайными заработками, которых хватало только на хлеб насущный. Когда Марина училась во втором классе, учитель пения обнаружил, что у нее если не абсолютный, то близкий к этому слух, и посоветовал матери отдать девочку в музыкальную школу. Мать только раздраженно махнула рукой: «На какие шиши я ее учить-то буду?» А Марину музыка завораживала, манила. Затаив дыхание, она сидела перед телевизором, если транслировали симфонический концерт. «И как ты эту тягомотину слушаешь?» – недоумевала мать и переключала телевизор на другой канал. Марина с тайной завистью смотрела, как на школьных праздниках другие дети играют на фортепиано, на баяне или скрипке.
Особенно ей нравилась скрипка, звуки которой вызывали неясное томление в груди, тихую грусть. Слушая игру на скрипке, Марина плакала то ли от восторга, то ли от своей несопричастности – оттого, что не она извлекает из инструмента волшебные мелодии. Нередко в такие минуты Марина утешала себя тем, что когда вырастет, выйдет замуж и у нее родится дочь, то она непременно купит ей скрипку и отдаст в музыкальную школу. Выросла, вышла замуж, родила дочь.
Дочке и трех лет не было, как Марина начала консультироваться у педагогов музыкальной школы, какую скрипку купить для начала. И ведь купила, несмотря на протесты мужа. Ей приятно было сознавать, что вожделенный инструмент наконец стал ее собственностью. Оставаясь одна, она доставала скрипку и даже пыталась извлекать из нее звуки, но…
Дочка подросла. В музыкальной школе в класс скрипки брать ее не хотели. Педагоги уверяли Марину, что скрипка – инструмент сложный: для того чтобы играть на ней, нужен хотя бы хороший слух, а у Оленьки для этого нет данных. Марина устроила грандиозный скандал, и директор школы махнула рукой: «Матери денег не жалко – пусть ребенок учится». И началось учение, а вернее, мучение для всей семьи. Марина строго следила за тем, чтобы девочка как можно больше упражнялась, и ребенок вынужден был часами пиликать на ненавистном инструменте. А Марина в своих мечтах уже видела себя в концертном зале среди слушателей, рукоплещущих ее бесспорно талантливой дочери.
Реальная жизнь время от времени спускала ее с небес на грешную землю, и тогда она с грустью осознавала, что дочь не так талантлива, как мечталось, и более того, едва тянет программу музыкальной школы. Педагоги уже не раз намекали Марине, что лучше Оленьке оставить занятия музыкой и поискать в ней таланты в чем-то другом. Это раздражало Марину, и свое разочарование в том, что дочь не оправдала ее ожиданий, она вымещала на Оленьке. «Дура! Бездарь!» – кричала она дочери каждый раз, когда приходила с отчетных концертов в музыкальной школе. Муж пытался защитить дочь – тогда доставалось и ему.
Но всему бывает предел. Оленька училась уже в последнем классе музыкальной школы, когда мать устроила ей очередную выволочку за то, что та опять не подготовилась к концерту. Дочь, молча выслушав упреки матери, взяла в руки скрипку и что было силы хватила ею о дверной косяк. Скрипка жалобно взвизгнула, но не сломалась. Тогда Оленька швырнула ее на пол, встала на нее ногами и методично прыгала до тех пор, пока от инструмента остались одни щепки. «Все! Хватит! Учись сама! Это твоя несбывшаяся мечта, а не моя. Я сама хочу выбрать свой путь!» – сказала, как отрезала, дочь и удалилась в свою комнату, оставив мать безутешно плакать в жилетку мужа. «Я же для нее старалась, – всхлипывала Марина. – А чем она отплатила мне?» «Ты не для нее старалась, а для себя. Это ты хотела стать скрипачкой, а не она. Нельзя заставлять ребенка жить чужой жизнью, – жестко заметил супруг в утешение. – Молодец дочь, что наконец поняла это и поставила точку в своих и наших музыкальных терзаниях».
Трагедия Марины в том, что цель воспитания дочери оказалась «вставленной» в удовлетворение ее собственной потребности в достижении того, чего не удалось добиться в жизни ей самой из-за тяжелых семейных обстоятельств. Подобное родительское поведение неосознанно для них самих приобретает собственническую, эгоистическую направленность в формировании характера и интересов ребенка по своему образу и подобию. Установка – пусть она достигнет в жизни того, чего не достигла я, – по мнению многих психологов, свидетельствует о том, что мать стремится поглотить ребенка, слиться с ним, не дать ему прожить самостоятельную жизнь. Это как бы вторая попытка прожить лучшую жизнь, а ребенок в таком случае всего лишь полномочный представитель, которому переадресованы все несбывшиеся мечты, неудовлетворенная потребность в достижениях.
Надо ли говорить о том, что ребенок лишается возможности индивидуального развития личности, так как не принимаются во внимание ни его способности, ни его интересы, которые идут в разрез с запрограммированными целями. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только для того, чтобы обеспечить для себя любовь родителей. В этом случае ребенок пойдет ложным путем, не соответствующим его способностям и личным потребностям, и в финале это будет неудачник, вечно жалующийся на жизненную несправедливость. Но может и восстать, как Оленька, против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд. В результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Чтобы избежать этого, родителям необходимо хотя бы время от времени определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная воспитательная деятельность, на что направлены их усилия по воспитанию ребенка: на его развитие или на удовлетворение каких-то собственных нереализованных потребностей. Необходимо помнить, что успешность воспитания стоит в прямой зависимости от гармонии или дисгармонии душевного мира взрослых и, как писал Антифонт, «какое семя посеешь в землю, такого следует ожидать и плода». Так что сейте «разумное, вечное» и помните: дети приходят в этот мир для того, чтобы прожить свою жизнь. У них свой путь, свои задачи.
Нина ЛОГВИНЕНКО,
психолог (тел. 332-58-19)
Комментарии