• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 20:58 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Творчество или технология

    Творчество или технология

    Действительно ли, как считает ряд специалистов, методика Монтессори не развивает в детях творчество, а лишь помогает готовить технологичных ремесленников?

    Творчество – это процесс создания чего-то нового, ранее невиданного. Технология – воспроизведение данных образцов. В монтессори-классе можно найти материалы, которые учат следовать образцу, и их, надо отметить, большинство. Это и раскраски, и пазлы, и сортировки. Хотя и в сортировке можно пользоваться различными основаниями для деления предметов на группы, и это уже проявление творческого подхода. Однако присутствуют и материалы, предполагающие исключительно творческий подход. Например, ребенок может рисовать на мольберте или лепить из пластилина все, что угодно, без образцов и указаний.

    Подозрения относительно излишней технологичности методики в значительной мере основаны на том, что отношения и способы взаимодействия в классе регламентированы правилами. Они, конечно, могут выступать ограничивающим фактором, но только на высоких ступенях мастерства. При постижении основ правила, направляющие и помогающие, необходимы. Согласитесь, невозможно представить ученого, лауреата Нобелевской премии, например, в области экономики, не знакомого с правилами арифметики. Правила – это базис, на котором основывается творческий процесс.

    К примеру, для того чтобы работать в сенсорной зоне с мелкими предметами, ребенку необходимо освоить правила техники безопасности, среди которых первое – не вкладывать бусинки и шарики в нос, рот и уши. Когда базовые правила усвоены, появляется место для творчества. Так, ребенок, уловив одно из основных свойств шарика – катиться, начинает пробовать катать его по разным поверхностям. Довольно быстро он приходит к выводу, что гладкие и твердые поверхности подходят для этого лучше, чем мягкие и шершавые. Ковер довольно быстро отметается как интересная поверхность для катания, и ребенок старается ограничиться столом. Ценность этого вывода в том, что маленький человек сделал его самостоятельно. Если, катая шарик по ковру или полу, он не мешает работе других детей, ни родитель, ни педагоги его ограничивать не будут, позволяя ему двигаться за своим познавательным интересом. Осознание своих познавательных потребностей – необыкновенно полезный навык, он может стать основой для самоопределения в будущем, избавляя подростка от мучительных метаний при профориентации. Зная свои склонности и увлечения, ребенок может творить в выбранной области и добиваться успеха – делая то, что нравится, легче получать желанные результаты.

    Иногда и педагоги, наблюдая за работой детей, создают новые правила. Так, например, когда дети с завидной регулярностью начали приносить в раковину фарфоровую посуду из зоны развития речи, в зоне навыков практической жизни появилось мытье посуды. Это стало сигналом, что бытовые навыки детей шире, чем представленный в классе материал. У себя дома каждый ребенок видит взрослых, моющих посуду, он знает, что посудой пользуются и таким образом. Можно сказать иначе: после всякого чаепития посуда должна побывать в раковине – это правило, грязной посудой пользоваться не стоит.

    Таким образом, монтессори-педагогика – довольно гибкая система, открытая для творческих нововведений и преобразований. Нестандартные действия ребенка, проявляющиеся даже на уровне тенденции, имеют все шансы стать основой для новых правил. В монтессори-классе новаторские действия ребенка и правила поведения и работы – это плавно перетекающие друг в друга составляющие творческого процесса воспитания.

    А. Бердникова,

    психолог (тел. 8-913-905-09-40)

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Папа – праздник, мама – цербер
    341 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Кому нужен школьный проект
    402 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Где заканчивается родительская ответственность
    361 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Обозвали нищебродом
    1151 1
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Раздражает родная дочь
    441 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Тянули дочь в науку
    598 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24

    Популярное