Творчество или технология
Творчество или технология
Действительно ли, как считает ряд специалистов, методика Монтессори не развивает в детях творчество, а лишь помогает готовить технологичных ремесленников?
Творчество – это процесс создания чего-то нового, ранее невиданного. Технология – воспроизведение данных образцов. В монтессори-классе можно найти материалы, которые учат следовать образцу, и их, надо отметить, большинство. Это и раскраски, и пазлы, и сортировки. Хотя и в сортировке можно пользоваться различными основаниями для деления предметов на группы, и это уже проявление творческого подхода. Однако присутствуют и материалы, предполагающие исключительно творческий подход. Например, ребенок может рисовать на мольберте или лепить из пластилина все, что угодно, без образцов и указаний.
Подозрения относительно излишней технологичности методики в значительной мере основаны на том, что отношения и способы взаимодействия в классе регламентированы правилами. Они, конечно, могут выступать ограничивающим фактором, но только на высоких ступенях мастерства. При постижении основ правила, направляющие и помогающие, необходимы. Согласитесь, невозможно представить ученого, лауреата Нобелевской премии, например, в области экономики, не знакомого с правилами арифметики. Правила – это базис, на котором основывается творческий процесс.
К примеру, для того чтобы работать в сенсорной зоне с мелкими предметами, ребенку необходимо освоить правила техники безопасности, среди которых первое – не вкладывать бусинки и шарики в нос, рот и уши. Когда базовые правила усвоены, появляется место для творчества. Так, ребенок, уловив одно из основных свойств шарика – катиться, начинает пробовать катать его по разным поверхностям. Довольно быстро он приходит к выводу, что гладкие и твердые поверхности подходят для этого лучше, чем мягкие и шершавые. Ковер довольно быстро отметается как интересная поверхность для катания, и ребенок старается ограничиться столом. Ценность этого вывода в том, что маленький человек сделал его самостоятельно. Если, катая шарик по ковру или полу, он не мешает работе других детей, ни родитель, ни педагоги его ограничивать не будут, позволяя ему двигаться за своим познавательным интересом. Осознание своих познавательных потребностей – необыкновенно полезный навык, он может стать основой для самоопределения в будущем, избавляя подростка от мучительных метаний при профориентации. Зная свои склонности и увлечения, ребенок может творить в выбранной области и добиваться успеха – делая то, что нравится, легче получать желанные результаты.
Иногда и педагоги, наблюдая за работой детей, создают новые правила. Так, например, когда дети с завидной регулярностью начали приносить в раковину фарфоровую посуду из зоны развития речи, в зоне навыков практической жизни появилось мытье посуды. Это стало сигналом, что бытовые навыки детей шире, чем представленный в классе материал. У себя дома каждый ребенок видит взрослых, моющих посуду, он знает, что посудой пользуются и таким образом. Можно сказать иначе: после всякого чаепития посуда должна побывать в раковине – это правило, грязной посудой пользоваться не стоит.
Таким образом, монтессори-педагогика – довольно гибкая система, открытая для творческих нововведений и преобразований. Нестандартные действия ребенка, проявляющиеся даже на уровне тенденции, имеют все шансы стать основой для новых правил. В монтессори-классе новаторские действия ребенка и правила поведения и работы – это плавно перетекающие друг в друга составляющие творческого процесса воспитания.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии