Третий лишний
Третий лишний
Сыну недавно исполнилось два года, с рождения очень активный. С ним постоянно надо быть начеку: всё время он пытается до чего-нибудь дотянуться, потрогать, посмотреть, иногда радостно приносит мне какую-нибудь вещь. Когда говорю, что брать это нельзя, малыш обычно убирает руки, а затем начинает тянуться до чего-нибудь другого. Так развиваются события, когда мы с ним вдвоём или ребёнок с отцом (бабушкой, дедушкой). Ужас начинается при появлении третьего – это может быть кто угодно, включая мужа. Тогда с сыном творится что-то страшное, он становится диким, неуправляемым, бегает по квартире и делает всё, что нельзя (об этом он прекрасно знает!). Может сбросить на пол кружку и тарелку, смахнуть полку с музыкальными дисками, вырвать ящик из шкафа, сбросить клавиатуру... В такие моменты я даже начинаю думать: а здоров ли мой ребёнок психически?
Для двухлетнего малыша закономерно стремление изучать окружающий мир: трогать, разбирать, переставлять предметы, показывать их маме... Ребёнок действует в соответствии с ведущей деятельностью своего возраста – предметной. В этот период развития дети усваивают и первые правила.
Вы пишете, что сын готов их соблюдать, когда находится наедине с кем-то из взрослых. Значит, с этим у него всё в порядке. Попробуем разобраться, почему в присутствии нескольких взрослых малыш становится неуправляемым.
Постарайтесь вспомнить, когда события начали развиваться именно таким образом. Это произошло внезапно или после конкретной ситуации? Нередки случаи, когда к бурным деструктивным реакциям ребёнка семья приходит постепенно. Причиной тому может стать совершенно невинная ситуация: например, малыш дотягивается до какой-то вещи (а раньше у него сделать это не получалось), сталкивает её на пол – и родители в этот момент громко восхищаются либо изобретательностью своего чада, либо тем, как он вырос. Но при этом игнорируют тот факт, что малыш взял неподходящий предмет: лекарство, духи, стеклянную вазу.
В следующий раз он делает то же самое и получает очередную порцию восхищения. К пятой-десятой попытке восторги заканчиваются, а нарастает раздражение и возмущение тем, что ребёнок берёт вещи, для него не предназначенные.
Возможна и другая причина. Как правило, своим поведением малыш пытается что-то сообщить родителям. И чем более яркое поведение демонстрирует, тем важнее информация, которую он хочет донести. Подумайте, какое послание может быть у Вашего мальчика? Тем более что говорит он ещё не вполне отчётливо.
Есть необходимость разобраться и с тем, настолько в Вашей семье согласованы требования к ребёнку со стороны взрослых, включая бабушку с дедушкой. Если они различны, то как маленькому человеку свести их воедино? Вот он и «становится диким» в присутствии нескольких человек. Так что постарайтесь договориться и консолидировать свои воспитательные усилия, чтобы выработать единую линию в отношении поведения мальчика. Конечно, ещё какое-то время рецидивы будут – малышу нужно понять и привыкнуть к тому, что взрослые заодно и система требований к нему теперь едина.
Ещё один серьёзный момент, на который стоит обратить внимание. Когда у ребёнка эпизодически происходят бурные эмоциональные выплески (неважно, чем вызванные), родители начинают внутренне к ним готовиться, настраиваться и ждать от сына-дочки именно такого поведения, тем самым неосознанно его провоцируя. Более того, когда ребёнок находится в спокойном и уравновешенном состоянии, мамы-папы не наслаждаются общением с ним, а проводят время в напряжённом ожидании очередной истерики.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии