Требуют убрать из класса
Требуют убрать из класса
На этот раз не буду приводить в пример какое-то конкретное обращение, а обобщу несколько типичных запросов.
Есть «трудный» подросток 10-12 лет с особенностями развития. Он мешает урокам, портит нервы одноклассникам и учителю. У него поддерживающая мама, с мягким и неконфликтным характером. Папа во всех случаях отсутствует. Есть отстранённый классный руководитель, который вежливо терпит ребёнка – не более. А ещё на картину влияют родители (или один родитель) одноклассников, которые настроены решительно против подростка, требуя исключить его из образовательного процесса – на удалёнку, в другую школу, хоть на Луну. Они третируют маму и настраивают своих детей на коллективный бунт.
Ещё раз отмечу: это собирательная история, но с подобными запросами ко мне обращаются всё чаще. В нескольких случаях семья трудного ребёнка меняла школу, но проблема через время повторялась.
Что можно посоветовать маме такого подростка, как выжить в конфликте с родителями одноклассников?
Когда-то в детстве мне довелось переезжать в другой город. Я оказалась в новой для себя школе, незнакомом коллективе. В классе был мальчик, его называли «Наш академик», дело было в 3«а». Сейчас, спустя 40 лет, понимаю, что у него была ЗПР (задержка психического развития). Он почти ничего не писал на уроках, терял вещи, сам терялся, постоянно чем-то пачкался, цеплялся за гвозди и углы одеждой, отставал… Но коллектив о нём заботился: в столовой ему «держали» порцию, на выездных мероприятиях пара учеников следила, чтобы «Наш академик» не отстал. Не помню, чтобы учитель кому-то поручал такую заботу, это было в какой-то степени даже почётно – не дать потеряться «академику», поэтому как будто сам собой всегда находился человек, проявляющий внимание. В этом классе была такая традиция, правило.
Отличают эту ситуацию от предложенной к разбору несколько моментов. Прежде всего, дело происходило в начальной школе, где закладываются правила поведения в классе, учебном заведении. И педагог, видимо, при формировании этих правил учла наличие такого специфического ученика. Так было создано благоприятное для всех участников образовательного процесса воспитательное пространство.
Кроме того, мальчик с ЗПР не проявлял агрессии по отношению к детям, своим одноклассникам. Да, его действия иногда нарушали учебный процесс, когда он шумно начинал искать листок, потому что кончилась тетрадь, или неуклюже задевал пластиковый пенал соседа – ручки с грохотом сыпались на пол. Но и в этом не было злонамеренности, поэтому одноклассники молча и быстро собирали канцелярию, давали ему листок и остальное, что в тот момент требовалось. Ситуация никогда не становилась конфликтной и практически моментально исчерпывалась.
Что можно сделать, если в эти два условия попасть не получается?
Маме необходимо определиться, чего она хочет, каким путём двигаться: мирным, спокойным, незаметным или, несмотря на свой мягкий характер, забороть и покусать всех, кто не хочет принимать особенностей её ребёнка. Если мирным, то можно постараться сделать следующие шаги.
Во-первых, попробовать привлечь на свою сторону учительницу. Для этого стоит подстроиться снизу и обращаться к её могучему педагогическому опыту, указывая на любые успехи ребёнка именно в сотрудничестве с ней, именно в этом классе, под её умелым руководством.
Во-вторых, представить краткую выжимку из программы реабилитации своего ребёнка: что мы с ним делаем, чтобы его социализация и адаптивность улучшилась по шагам. И попросить помощи у родительского сообщества и педагога. Помощи не вообще кто чем может, а по конкретным пунктам. Желательно, чтобы она не была напрягающей или затратной для окружающих. Люди начинают лучше относиться к тем, кого они облагодетельствовали.
В-третьих, обосновать, почему, благодаря чему находиться рядом с ребёнком безопасно и, может быть, даже полезно.
Если от отчаяния более привлекательным уже кажется второй путь, то нужно проконсультироваться с юристом (или даже нанять его), и на все классные мероприятия, предполагающие встречу с другими родителями, настаивающими на удалении подростка из класса, ходить вместе с юристом. И с помощью такого специалиста получить для сына все возможности, которые ему гарантирует закон об образовании, без оглядки на класс.
Это если не касаться работы непосредственно с ребёнком...
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии