Тайм-менеджмент для малыша
Тайм-менеджмент для малыша
Ребёнок четырёх лет устраивает истерику, когда нужно возвращаться домой с прогулки или из гостей. И это при том, что ему регулярно проговаривается: мы гулять идём на час или полтора, а потом у нас много других дел. Или перед походом в гости договариваемся, что будем там до восьми часов. Но ничего не помогает. Эти истерики изматывают.
Для четырёхлетки слова «час-полтора» ничего не значат – дети не понимают абстрактного. Поэтому для ребёнка и восемь вечера, и необходимость идти домой наступают одинаково внезапно. Малыш не может соизмерить ход времени и свои ощущения. Поэтому слова о том, что прогулка или визит в гости закончились, воспринимаются им как акт резкого прерывания его игры или любого другого увлекательного действия. Вспомните ситуацию, когда вдруг прерывали вас. Например, вы смотрите любимый сериал или слушаете новости, вбегает ребёнок и требует немедленного присутствия в другой комнате. Прислушайтесь к себе и попробуйте определить возникающие чувства – нечто похожее испытывает и ваш сын.
Единственный доступный ребёнку этого возраста способ понимания времени – измерение его действиями и управление через действия: на прогулке сначала дойдём до площадки у соседнего дома, там покатаемся с горки, вернёмся к нам на площадку, покачаемся на качелях, так через часик вернёмся домой. Таким образом вы абстрактное время наполняете конкретными делами, что для мальчика ближе и понятнее. Причём, чем больше и чаще станете измерять часы и минуты ребёнка на прогулке действиями, тем легче ему будет принимать исходящие из этого ограничения. К тому же ребёнок начнёт учиться оценивать периоды времени интуитивно и рассчитывать свои силы. Такой вот способ упрощённого тайм-менеджмента для четырёхлетнего малыша. Проговаривание вслух несколько раз всех этапов прогулки организует не только малыша, но и взрослого. Тренируется память и внимание – ребёнок начинает бдеть: всё ли, о чём мама говорила, мы сделали? Все ли обещанные удовольствия от прогулки получены? Если слово и дело не расходятся, то, помимо всего прочего, укрепляется доверие ко взрослым в целом и к маме в частности.
Что касается ухода из гостей, давайте попробуем сформулировать список правил, которые необходимо соблюдать, чтобы этот процесс не заканчивался истерикой. По поводу каждого полученного пункта важно продумать следующее: как вы можете помочь малышу соблюдать все правила в совокупности и каждое из них? Ребёнок ещё мал, поэтому требований не может быть много – только регулирующие наиболее значимые, существенные моменты.
В вашем случае обязательно должно быть правило, которое будет регламентировать уход домой. С него имеет смысл начать внедрение списка. За один момент времени можно выполнить только одно правило, поэтому и стоит начать с самого значимого. Например: собираться по маминой команде. Вы можете попробовать предупреждать заранее, но не за час-полтора об уходе, а минут за десять-пятнадцать и наполнять это время конкретными, как и на прогулке, действиями. «Успеваешь выпить ещё стакан сока и съесть одно пирожное, успеваешь сыграть ещё один тур в игру-бродилку и… начинаем собираться», – звучит оговоренная заранее мамина команда. За это время у мальчика будет возможность подготовиться, психологически настроиться на уход из гостей.
Тот же приём можно попробовать применять и на прогулке. За десять-пятнадцать минут до её завершения вы сообщаете ребёнку: «Успеваешь предпоследний и последний раз скатиться с горки, и пойдём домой».
Предложенные приёмы не могут исключить истерику вовсе, но, скорее всего, существенно снизят вероятность её возникновения.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии