Судьба связала с островом Свободы
Судьба связала с островом Свободы
В «Навигатор» обратился житель микрорайона ОбьГЭС Виталий Слива. Он рассказал, что его отец Иван Васильевич в 1962-1963 годах служил на Кубе и за участие в событиях, получивших название Карибский кризис, недавно награждён кубинской медалью «Воин-интернационалист».
В «Навигатор» обратился житель микрорайона ОбьГЭС Виталий Слива. Он рассказал, что его отец Иван Васильевич в 1962-1963 годах служил на Кубе и за участие в событиях, получивших название Карибский кризис, недавно награждён кубинской медалью «Воин-интернационалист».
Память через десятилетия
О революции на Кубе и Карибском кризисе в России сегодня не так часто вспоминают. Но Виталий Слива знал, что его отец в те годы был на острове Свободы, и несколько лет назад стал изучать эту тему.
– В интернете нашёл сайт cubanos.ru, где собирают истории советских людей, побывавших на Кубе в разные годы, – рассказывает Виталий Иванович. – После возвращения военнослужащие давали подписку о неразглашении на 25 лет. А сейчас об этом можно спокойно говорить. Я сканировал и отправил на сайт наградные документы, фотографии и главное достояние нашей семьи – «Тетрадь анадырца». Отец записывал в неё песни, стихи, фразы на испанском и русском языках, которые заучивал для общения с местными жителями. Начинаются записи с песни: «Русского Ивана привезли на Кубу. / Будешь агрономом? Он ответил – буду. / Сроки не сказали, условий жизни нет, / Но как будто жить здесь около двух лет».
Иван Васильевич вспоминает: ехали туда под видом специалистов по сельскому хозяйству – агрономов, механизаторов. В 1962 году из-под Нижнего Тагила, где он служил, его с товарищами перевезли в Подмосковье, а через какое-то время направили в Балтийск. Переодели в гражданскую одежду – брюки и клетчатые рубашки, погрузили на корабль и отправили неизвестно куда. Отдельно везли снаряжение. Операция получила название «Анадырь»: по легенде, советские войска и техника перебазировались по морю на учения в районы Крайнего Севера (везли даже лыжи и полушубки). А на самом деле их направили на усиление обороноспособности Кубы.
На кубинской земле
В январе 1959 года Фидель Кастро объявил о том, что социалистическая революция на Кубе победила. Но американцы не хотели смириться с этим и стали готовиться к свержению молодого правительства. В Москве приняли решение помочь кубинцам. Как говорил руководитель СССР Никита Хрущёв, «мы в ЦК решили подкинуть Америке «ежа» – разместить на Кубе наши ракеты, чтобы Америка не смогла проглотить остров Свободы».
За тысячи километров начали перебрасывать советских военных и технику. В операции были задействованы десятки кораблей, переправивших более 40 тысяч человек. Делалось это так скрытно, что даже контрразведка США не догадалась о планах Советского Союза. Наших военнослужащих доставляли в каютах и трюмах. Днём выходить на палубу было запрещено: в небе то и дело появлялись американские самолёты-разведчики. Находиться в летнюю жару взаперти посреди океана 19-20-летним парням было невыносимо тяжело. Иван Васильевич вспоминает, что добирались 18 суток. Жара, шторм, качка… Парни встать не могли, чтобы ночью выйти на палубу на воздух.
Когда прибыли в порт Мариель, вздохнули свободнее. Однако служба на плато Эсперон тоже не была туристической прогулкой. Разместились в казармах, достраивали их, создавая сносные условия для жизни. Стройматериалы, продовольствие на первое время привезли с собой. Тропический климат многие плохо переносили. В самый напряжённый период кризиса даже спать ложились, не раздеваясь: оружие стояло у кроватей, поднять по тревоге могли в любой момент, вспоминает Иван Васильевич.
Советский Союз поставил на Кубу стратегические ракеты. Фидель Кастро вспоминал, что пусковые установки монтировали круглосуточно, за два дня появилось 8 комплексов. В октябре 1962-го самолёт-разведчик сфотографировал стартовые позиции ракет, о чём доложили руководству США. После этого обстановка стала накаляться. Советских военных провоцировали на нарушения, но они сохраняли дисциплину до тех пор, пока в расположение наших баз не вторгся очередной самолёт-шпион. Когда его сбили, президент США Джон Кеннеди заявил: если СССР не уберёт ракеты, он рискует развязать атомную войну. Хрущёв после телефонных переговоров принял решение вывезти с острова наступательное оружие. Это огорчило Фиделя Кастро, но зато весь мир вздохнул с облегчением: угроза миновала.
На Кубе оставалось ещё много советской техники. Её передали регулярной армии, а наши специалисты несколько месяцев обучали кубинцев. В это время Иван Слива служил в штабе советской группы войск. Её подразделения были разбросаны по всей стране. Полностью всех вывели только через 40 лет.
К советским людям, помогавшим отстоять независимость, на Кубе очень хорошо относились. Когда стало спокойнее, военнослужащие ездили в Гавану, гуляли, бывали на карнавалах.
Медаль нашла героя
1 октября 1963 года был подписан указ о награждении орденами и медалями за выполнение специального задания Правительства СССР. Отметили почти тысячу военнослужащих – Орденом Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды... Просто так эти награды не давались. Однако статус воинов-интернационалистов участники тех событий получить не смогли: на Кубе официально не было боевых действий. Между тем условия были боевыми: при различных обстоятельствах погибли около 60 человек. В 1978 году на острове Свободы создали мемориал в память о советских военных.
Кубинское правительство помнит заслуги перед страной: в 1979 году учредили медаль «Воин-интернационалист» I степени. Её вручали участникам Карибского кризиса и операции «Анадырь». Несколько лет назад, собрав подтверждающие материалы (военный билет отца, грамоты, фотографии), Виталий Слива направил документы кубинским властям, и в 2014-м госсовет Кубы подписал постановление о награждении Ивана Васильевича Сливы этой боевой медалью. Только в 2018-м её доставили в Советский район и вручили ветерану. Это единственный человек в Новосибирской области, получивший такую награду.
– Можно сказать, что Куба сыграла свою роль и в личной жизни, – говорит Виталий Слива. – Отец служил с парнем из Волынской области и стал переписываться с его сестрой. После армии поехал на Украину и привёз в Сибирь будущую жену. Свадьба была в 1965-м, вместе родители более 50 лет.
Иван Васильевич всю жизнь работал сварщиком на одном предприятии – сегодня это «Востоктрансэнерго». Свободное время посвящал даче: недаром ведь армейская «специальность» – агроном!
28 января Ивану Васильевичу исполняется 79 лет. В этот день в кругу родных он наверняка вспомнит далекий остров Свободы.
Татьяна ОСИПОВА
Фото из архива семьи И.В. Сливы
Комментарии