Сохранить косулю
Сохранить косулю
Наступающий 2015 год по восточному календарю считается годом Козы. Из диких копытных, обитающих в окрестностях Новосибирска, ближе всего к этому образу подходит косуля.
Этого типичного представителя семейства оленей нередко называют дикой козой. Например, несколько лет назад в СМИ было сообщение о столкновении автомобиля известного человека с мифическим «диким козлом» на дороге между Купино и Карасуком. Да и функционеры охотничьих обществ то и дело так называют косуль. Мне кажется, к грациозному животному специально «прилепили» название с неким негативным смыслом. Ведь «убить козла или козу» звучит не так предосудительно.
На самом деле сходство косули с козами, баранами и другими так называемыми полорогими той же величины лишь в наличии рогов и раздвоенности копыт. Охотники должны знать, что, в отличие от коз, у которых рога без отростков, полые, голые и растут всю жизнь, у косуль рога ветвятся, они покрыты кожей до завершения сезонного отрастания, состоят из кости и имеются только у самцов; те их сбрасывают среди зимы до следующего лета. Поэтому рекомендуется прекращать даже разрешенный отстрел оленей, в том числе косуль и лосей, после декабря, когда рогов нет не только у самок (они в это время к тому же почти все беременны), но и у самцов. Но часто любителям пострелять не мясо требуется, а «трофеи» в виде больших рогов. Пожалуйста, повремените со стрельбой! Лишь у одного вида семейства оленей рогаты и самки – у северного оленя.
В зауральской части Евразии обитают представители особого сибирского подвида косуль. Они очень жизнестойки, широко расселились вплоть до редколесий Якутии и гористых районов Южной Сибири, у этих животных максимальные для всего вида размеры туловища и рогов. Определенная степень освоения угодий людьми им даже выгодна: кое-где деревья срублены, а ветки с листьями, торчащие из-под снега, служат хорошим кормом. Клочки сена, зацепившиеся при транспортировке скирд, валяются у обочин среди заснеженных просторов тоже очень кстати… Или рыбаки оставили в кустах мешок соли, такой дефицитной и лакомой для копытных… К одному только животные не могут адаптироваться – к людской алчности и жестокости.
Стрелки по живым мишеням иногда говорят, что косуль достаточно много, местами их, мол, больше, чем зайцев. Численность копытных действительно постепенно растет. Главную роль в этом сыграл запрет на отстрел в 60-е, 70-е и 80-е годы прошлого века и усиление контроля в угодьях. В НСО данные, согласно отчетам охотоведов, варьируют сейчас между невероятными, по моему мнению, показателями – от 26 до 42 тысяч особей. Но даже лукавые лоббисты охоты признают, что косуль в несколько раз меньше, чем членов охотничьих обществ, и на всех желающих явно не хватает. Вот почему мы их и не видим, проезжая по дорогам и проселкам сотни километров за день. Это вам не Европа, где дичь повсюду на полях ходит большими скоплениями! Косули наши настолько «настеганы» моторизованными вооруженными преследователями, что лишь по ночам рискуют для кормежки покидать непролазные заросли заболоченного ивняка или тростника. Но и ночью их, бедняжек, едва ли не везде норовят ослепить и расстрелять из джипов, владельцы которых в своих «оправданиях» прямолинейны и безжалостны, как выстрелы карабинов с оптическими прицелами: «Коза она и создана для того, чтобы быть убитой. Если не я, так кто-то другой ее замочит». При этом иезуитски ставится знак равенства между отстрелом дичи ради забавы и забоем выбракованного домашнего скота. Но это совершенно разные темы. Косули, в отличие от домашних животных, выживают в часто враждебной среде не только без участия человека, а, наоборот, в постоянном бегстве от него. Один мой знакомый как-то признался, что не раз охотоведы прямо-таки уговаривали его взять лицензию и съездить за «красной дичью». Но каждый раз он отказывался, поскольку обе дочери говорили: «Если убьешь косулю, этого милого замечательного оленя, домой мясо не привози, ешь сам в чистом поле…»
Пресс охоты и браконьерства можно смягчить, если проявить, так сказать, политическую волю и ужесточить контроль в угодьях. Мне представляется своевременным недавнее распоряжение органов охотнадзора о полном запрете на отстрел косуль в ряде районов области. Но охотники – не единственная беда для диких копытных. В такие многоснежные зимы, как нынче, многие дикие копытные из-за отсутствия корма не в состоянии дожить до весны, особенно если их гоняют на снегоходах. Давайте побережем сибирских косуль!
Алексей ЯНОВСКИЙ, к.б.н., Институт систематики и экологии животных СО РАН
Фото с сайта http://www.clubs.ya.ru
Комментарии
99% мужского населения ОВНЫ. Это видно по платежам ЖКХ, к гадалке ходить не нужно:)
Зависимость прямопропорциональна. Чем меньше платят, тем меньше ОВНОВ, чем больше платят, тем больше. Козлобаранов выводить пока не научились :)
А то козочки, козлики - ОВНЫ.