Сказка как инструмент общения с детьми
Сказка как инструмент общения с детьми
Как показывает практика семейного консультирования, ребенок чаще всего капризничает, чтобы добиться внимания мамы или оставить за собой последнее слово – почувствовать себя сильнее взрослых.
Сказки позволяют уделять внимание ребенку, а также учиться, уклоняясь от борьбы, передавать инициативу друг другу, либо придумывать истории непосредственно о такой борьбе и вместе находить пути решения.
Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе независимо от степени цивилизованности и образа жизни детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей.
Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен, и на который они лучше отзываются – на языке детской фантазии и воображения.
Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.
В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. «Мальчик с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Сказки говорят ребенку, что если герой не сдается даже в самых безвыходных ситуациях, если он не изменит своим нравственным принципам вопреки многочисленным искушениям, он обязательно победит.
Слушая сказки, дети невольно находят в них отражение своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.
Сказки можно рассказывать ребенку с рождения. Сказка также может выполнять не только развлекательную функцию. Сказка поясняет устройство окружающего мира, учит взаимодействию между различными участниками диалога, отражает душевные конфликты личности, дает некоторые способы разрешения этих конфликтов.
Психологи предлагают рассматривать сказку как особый инструмент работы с детьми. При психологическом взаимодействии с ребенком сказка может выполнять ряд функций, начиная с установления контакта до собственно терапии.
Сказки, сочиненные мамой специально для своего ребенка, обладают особыми качествами, недоступными общеизвестным народным и авторским произведениям. Истории, в которых ребенок узнает себя, позволяют ему попасть в другую реальность, ощутить себя сильным и могучим, уверенным в себе человечком, победителем в трудных ситуациях. Такие сказки способствуют формированию позитивного образа «Я» у ребенка, осознанию своих возможностей и способов их реализации. Любое совместное творчество, и придумывание сказок в том числе, помогает маме и малышу быть ближе.
Таким образом, сказка служит замечательным и эффективным способом профилактики капризов.
6 июня состоится занятие для родителей, посвященное разрешению и профилактике капризов при помощи сказок.
Приглашаются мамы и папы, дедушки и бабушки и все те, кто хочет гармонично общаться с маленькими слушателями.
Место и время проведения занятий можно узнать по телефону.
Анна Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии