• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 17:03 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 5 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Школьный учебник в традициях журнала «Крокодил»

    Школьный учебник в традициях журнала «Крокодил»

        Школа для родителей -   >>>


     

      

    Школьныйучебник
    в традициях журнала
    «Крокодил»

    В мире литературы. 8 кл.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /авт.-сост. А. Кутузов, А. Киселев, Е. Романичева и др. М.: «Дрофа», 2006

    Недавно мне в руки попал учебник по литературе, покоторому занимаются дети некоторых школ Советского района (да и не толькоСоветского, надо полагать). Может быть, и вам знакома эта привлекательнаяобложка с раскрытыми книгами, часами, увядшей розой и прочим романтическимантуражем. Все это, вероятно, должно настраивать ученика и родителей,покупающих учебник, на возвышенный лад и убеждать в серьезности авторскогоподхода к преподаванию литературы.

    Из аннотации узнаем, что данный учебник-хрестоматиявходит в комплект пособий для 5-11 классов общеобразовательных учреждений наоснове государственного стандарта и что «методический аппарат ориентирован наформирование литературно-художественных умений и развитие творческихспособностей учащихся». Учебник рекомендован Министерством образованияРоссийской Федерации, переиздается уже 9-й раз. Казалось бы, солиднее некуда.Открываем учебник…

    Вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем детямнужно изучать литературу? Вас когда-нибудь посещало чувство неудовлетворенностина уроках литературы, когда вы сами учились в школе? Не казалось ли вам, чтовсе эти красивые, дежурные фразы про «энциклопедию русской жизни», «психологизмТолстого» и «фантастический реализм Гоголя» имеют мало отношения к сущностипрепарируемых произведений, да и к вашей жизни тоже? Возможно, эти вопросы неперестали волновать вас до сих пор.

    Так вот, на все сомнения и колебания авторы данногоучебника могут дать вам универсальный ответ: «Изучать литературу – значитвыявлять традиции и определять новаторские подходы, содержащиесяв художественных произведениях» (стр. 11). Только и всего. Потому что «незная традиции, вы не увидите новаторства. А это значит, что вся литературабудет восприниматься вами лишь как серая череда имен и сюжетов»(стр. 276).

    Другими словами, не зная, что Гоголь сначала былромантик, а потом стал реалистом, что Пушкин развил в «Сказке о царе Салтане»фольклорный сюжет, а Державин в стихотворении «Снигирь» продолжает традиции«Слова о полку Игореве», вы не сможете ничего понять в этих произведениях, ичитать их будет совершенно незачем. Эта мысль настойчиво повторяется напротяжении всего учебника и пронизывает всю его структуру.

    Тематические разделы строятся так: полстраницы теории,изложенной детсадовским языком, затем текст «с элементами традиции» и текст «сэлементами новаторства», вопросы на сравнение текстов и в конце так называемыйтворческий практикум.

    Смысл такой структуры совершенно очевиден: если высумели найти в тексте №1 традицию, а в тексте №2 новаторство и наоснове этого еще и написать что-нибудь от себя (творческий практикум), токлассик вами полностью усвоен и может смело устраиваться в вашем «культурномбагаже».

    В противоположность такому потребительскому подходу позвольтепривести мнение Гоголя, который писал: «Книги мы покупаем и не жалеем за нихденег, потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу,которой не может видеть никто из посторонних». В какую «внутреннюю пользу»может пойти следующее стихотворение Юрия Кузнецова (обязательное дляизучения!), я даже не берусь предположить. Судите сами:

     

    Эту сказку счастливую слышал

    Я уже на теперешний лад,

    Как Иванушка во поле вышел

    И стрелу запустил наугад.

     

    Он пошел в направленьи полета

    По сребристому следу судьбы.

    И попал он к лягушке в болото,

    За три моря от отчей избы.

     

    – Пригодится на правое дело! –

    Положил он лягушку в платок.

    Вскрыл ей белое царское тело

    И пустил электрический ток.

     

    В долгих муках она умирала,

    В каждой жилке стучали века.

    И улыбка познанья играла

    На счастливом лице дурака.

     

    Это текст не из серии «стишков-страшилок», которыеученики выцарапывают на партах, – это, повторяю, программное произведение,на изучение которого отводится целый урок. Вероятно, Юрий Кузнецов даже непредполагал, что его стихотворение будет помещено в столь неуместный контекст ипо нему будет даваться обязательное домашнее задание: «Представьте себе, какпоступил бы современный человек с Кощеем Бессмертным, Змеем Горынычем,Василисой Премудрой» (стр. 48). Нет уж, лучше не представлять…

    О целесообразности «творческих практикумов»,предлагаемых авторами учебников, вообще лучше не задумываться. Вы смогли быпонять и осилить такое задание: «Напишите небольшое сочинение, эпиграфом ккоторому могут послужить те же слова из «Поучения Владимира Мономаха», которыевы выбрали как эпиграф к самому произведению» (стр. 94)? Или такое: «Представьтесебя писателем-романтиком XIX века и напишите свой манифест» (стр. 277)? Я, несмотря на филологическоеобразование, наверное, не смогла бы…

    Что касается языка, которым написан учебник, топрактически каждый абзац можно отсылать в журнал «Крокодил»:

    «Нередко автор берет готовый жанр и пишет с «оглядкой»на великих сочинителей и на своих современников. Но мы ценим писателя не за то,что он на кого-то похож, а за то, что он ни на кого не похож, а только насамого себя» (стр. 10).

    «Нельзя же представить себе, что писатель лег спатьромантиком, а проснулся реалистом. Так не бывает. Поэтому и утверждался реализмв литературе не сразу и не вдруг»(стр. 230).

    «Некоторые говорят: под парусом Лермонтовподразумевает человека. Это наивно. Понятно, что человек управляет парусом. Апарус – лишь знак, романтический символ человеческой судьбы» (стр. 218).

    Смешно и грустно. И что делать родителям? Вероятно,универсального средства борьбы с такими учебными пособиями не существует. Сосвоей стороны могу лишь порекомендовать некоторые книги, которые могут хотьотчасти послужить противоядием для школьников, занимающихся поучебнику-хрестоматии А. Кутузова и др.

    Во-первых, это старые, но далеко не во всем устаревшиеиздания для детей: «Энциклопедический словарь юного литературоведа» (М., 1987)и «Детская энциклопедия. Том 11. Язык. Художественная литература» (М., 1968).

    Кроме этого, существует «Словарь русских писателей» в2-х томах, в который рекомендую заглядывать на предмет уточнения биографииписателя и хронологии его произведений.

    Что касаетсятворчества отдельных писателей, позвольте ограничиться только однойрекомендацией – 2-томником В. Непомнящего «Пушкин. Избранные работы1960-1990 гг.» (М., 2001). Эти работы, написанные понятным школьникуязыком, дают представление не только о Пушкине, но и о сущности литературы вцелом.

    Мне хочется закончить эту статью цитатой из письмаЛ. Толстого: «Одинаково, по-моему, дурно и вредно писать безнравственныевещи, как и писать поучительные сочинения холодно и не веря в то, чему учишь,не имея страстного желания передать людям то, что тебе дает благо».

    Евгения ЛУНДИНА.


    23.11.2006, 22:27 Гость_Sergey_*

    Один из самых идиотских критических разборов которыи мне довелось прочитать в своей жизни. И совершенно зря под прессом оказалось такое замечательное стихотвирение Ю.Кузнецова...


    23.11.2006, 22:27 Гость_Sergey_*

    Один из самых идиотских критических разборов которыи мне довелось прочитать в своей жизни. И совершенно зря под прессом оказалось такое замечательное стихотвирение Ю.Кузнецова...


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Папа – праздник, мама – цербер
    340 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Кому нужен школьный проект
    400 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Где заканчивается родительская ответственность
    360 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Обозвали нищебродом
    1145 1
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Раздражает родная дочь
    440 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Тянули дочь в науку
    597 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24

    Популярное