Школа для родителей
Школа для родителей
Кто такой счастливый человек и чем он отличается от несчастного? Один из вариантов ответа – это человек, умеющий жить, то есть умеющий решать любые возникающие перед ним жизненные задачи. Что для этого нужно? Психологи считают, что для этого необходимы четыре умения:
1) чувствовать и понимать себя и свои желания;
2) соотносить свои желания с реальностью;
3) совершать необходимые действия;
4) переносить опыт из одной ситуации на другие.
И эти умения, впоследствии определяющие счастливую жизнь взрослого человека, формируются в первые несколько лет жизни, то есть в детстве. Освоение умений происходит последовательно. На овладение каждым отводится определенный период развития.
Сразу после рождения ребенок живет в режиме смены состояний удовлетворения-неудовлетворения. Самая важная задача для него на этом этапе развития – научиться понимать, чего он хочет в каждый конкретный момент времени. И в этом ему может сильно помочь внимательная мать, которая первой научается различать его потребности и удовлетворять их. Кроме того, в идеале, на этом этапе ребенок приобретает способность принимать себя и мир, интересоваться, отдаваться процессу, переживать собственные эмоции и выражать их. Этот период, названный этапом «выживания», длится от конца беременности до 2,5-3 лет.
Когда ребенок получает возможность самостоятельно перемещаться в пространстве, он начинает выделять себя из окружающего мира (осваивает понятие «Я»), узнает, что есть много всего, что лично к нему отношения не имеет. На этом этапе «различения», длящемся с 2 до 5-6 лет, ребенок учится оценивать внешние условия и приобретает умение общаться, свободно обращаться за удовлетворением собственных потребностей к другим, отделять свое от чужого, осознавать себя в этом мире, принимать неизбежность существования внешних ограничений и правил, отличать свои чувства и желания от родительских, вступать в общение, отделять предмет от его функции, воображать.
Следующий этап (с 4 до 10 лет) посвящен освоению произвольности, то есть способности сделать то, что в данный момент совсем не хочется делать, или удержаться от того, что именно сейчас очень хочется сделать. Ребенок приобретает навыки самоконтроля. Этот период развития является этапом «достижения».
С 9 лет ребенок переходит на этап «понимания». Его задача – приобрести способность к осмыслению происходящего с ним и окружающими его людьми, построению на этой основе собственного жизненного опыта. Таким образом, ребенок учится думать.
Если малыш родился здоровым, то до 1-1,5 лет его развитие не слишком отличается от других здоровых детей его же возраста. Чем дальше от точки рождения, тем сильнее начинают вырисовываться отличия, которые складываются под влиянием индивидуального «я хочу» ребенка. В норме, чем больше может человек, тем больше он хочет. «Я хочу» претерпевает изменения в зависимости от возраста ребенка. Сначала неудовольствие (этап «выживания») перерастает в потребность (этап «различения»), потом в намерение (этап «достижения»), а после – в цель (этап «понимания»).
Таким образом, при естественном развитии направление освоения ребенком жизненного пространства определяется его собственным «я хочу», то есть он «делает то, что хочет» в рамках среды, организованной родителями. Отклонением будет развитие ребенка либо по типу «я не могу делать то, что хочу», либо «я делаю то, что не хочу». Такие нарушения возникают вследствие травматичного родительского запрета либо принуждения, смысл которого ребенку непонятен. Чем раньше возникло нарушение в развитии ребенка, тем большим количеством следствий оно чревато. А к психологу будут приходить клиенты с неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, проблемами общения… Список можно продолжить. В нем нет счастливых людей.
Так что же нужно делать родителям, чтобы их ребенок рос счастливым? Если в двух словах, то позволять ему делать то, что он хочет, грамотно устанавливая разумные ограничения. Психологи считают, что чаще всего дети становятся счастливыми ровно настолько, насколько они смогли этому научиться на примере своих родителей.
Е. Шипова, педагог-психолог центра «Радуга»
Комментарии