• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 08:26 вторник, 22 октября
    Академгородок:
    Пробки: 5 баллов
    22.10.2019
    USD: 63.76
    EUR: 71.17
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Сапожки... на рыбьем меху

    Сапожки... на рыбьем меху

    Сапожки... на рыбьем меху

    Вывести бизнес в разряд успешных непросто. Это долго и дорого, поэтому не каждому удаётся. Технопарк новосибирского Академгородка известен тем, что многие родившиеся здесь стартапы обрели высокий полёт. Один из проектов – компания «Рыбий мех». Александр Васенёв создал её три года назад. Нашёл необычное направление – выделка рыбьей кожи.

    – Откуда появилась идея такого бизнеса?

    – Как-то ко мне подошли студенты технологического института и спросили, есть ли у нас какие-то уникальные технологии. В тот момент мне пришла мысль, что рыбьими шкурами всерьёз никто не занимается. Как инвестор вложил в это свои первые деньги, надеясь, что технологии есть. Но оказалось, что всё основано на старых советских реактивах, а их сейчас не выпускают. По сути пришлось изобретать заново. Нашёл специалистов, они начали работать. Проходит 3-4 месяца – кожи нет. Стал сам вникать и понял, что были нарушены несколько важных химических принципов. Когда подошли к производству с точки зрения химии (я химик по образованию, окончил НГУ), получилась технология. Сейчас их целый спектр – можем делать кожу разной толщины и мягкости, красить в разные цвета. Разработали около 100 «рецептов»!

    – Кто финансировал проект? Сколько в него вложено?

    – Инвестиции очень сложно считать. Около трёх миллионов рублей – собственные вложения. Ещё миллион – грант Фонда содействия инновациям. Но вопрос не в деньгах. Очень много вложено знаний и времени. Три года практически жил на производстве, чтобы создать эту технологию. Однажды за день было 24 эксперимента. Всё это надо спланировать, проследить, записать. Конечно, было тяжело. Все свои доходы вкладывал в «Рыбий мех». Оценить собственный труд за три года... Не знаю, какую цифру ещё прибавить к названным инвестициям.

    – Откуда берёте сырьё?

    – В компаниях, которые выпускают деликатесы, филе и другие полуфабрикаты из рыбы – сёмги, кеты, форели, горбуши. Кожа оставалась невостребованной, шла на утилизацию, поэтому сначала нам отходы рыбной отрасли вообще бесплатно отдавали. Потом, узнав, что мы на этом зарабатываем, предложили покупать. Не очень дорого – 25 рублей за килограмм.

    – А где ведётся обработка, не в технопарке же?

    – Производство находится в Бердске, руководит им мой сын – недавний студент-математик. Объём выпуска – от 10 до 15 тысяч дециметров кожи ежемесячно. Площадь помещения – 48 квадратных метров. Основное оборудование – бетономешалки. Дело в том, что когда спартап начинается, денег особо нет. Мы посмотрели, что один барабан для выделки кожи стоит около полумиллиона рублей, и поняли, что не уложимся ни в какие бюджеты. Однажды в магазине «Леруа Мерлен» я увидел бетономешалки, похожие на профессиональные барабаны. И количество оборотов почти такое же. Кое-что переделали под наши нужды – получилось что надо!

    – Сколько сегодня зарабатываете?

    – Какой это могло бы приносить доход, оценить сложно. Компания сейчас выходит на рынок, ищет партнёров для сбыта и отдаёт основную массу продукции бесплатно, как образцы. Если вы помните, то в супе или при жарке чуть-чуть ткни в кожу рыбы вилочкой – и она распадается. А мы создали технологию, которая позволяет сделать материал очень прочным. Дети, приходившие к нам на экскурсию, вчетвером тянули кожу и не смогли порвать. Мы хотим насытить рынок по максимуму, чтобы мастера по всей стране могли попробовать, чтобы сформировался спрос. Пока никто не верит, что это не только красиво, но и прочно, долговечно. А когда начинают с этим материалом работать, делают выводы: интересно!

    – А в мире есть такое производство?

    – Есть в Чили, Бразилии, Таиланде, Китае. Правда, у наших ближайших соседей получается стекловата. Китайцы приезжали к нам, очень интересовались, просили раскрыть секрет. Но мы, зная их предприимчивость, заранее приготовили для гостей технологическую карту с небольшими ошибками... Определить по самой коже, что там есть, химики, конечно, могут. Но воплотить – примерно как заново изобрести технологию.

    – Обработать кожу рыбы сложнее, чем, скажем, телячью?

    – Эта кожа особенная, идёт слоями – как на дереве годовые кольца. Рыба ушла в спячку – и слой уплотнился, начала нормально питаться – и кожа становится более рыхлой. Никакие химикаты не проходят сквозь эти слои. Поэтому подобрать состав для обработки было очень сложно, насытить шкуру, чтобы она стала толстой, прочной. Химикаты и красители используются более дорогостоящие. Это не массовое, а всё-таки элитное производство. Получаются уникальные изделия.

    – Что можно делать из рыбьей кожи?

    – Брелоки с символикой, сувениры, различную кожгалантерею – кошельки, сумочки, перчатки. Можно шить одежду и обувь. Зимой такая обувь не греет, а летом в ней очень удобно, потому что кожа тянется и ложится по ноге. Наш материал уже оценили производители ортопедической обуви.

    Сейчас мой партнёр Александр Обыскалов развивает новое направление – производство отделочной плитки. Её пока в России никто не делает. Кожа каждой рыбы имеет неповторимый рисунок, как, к примеру, отпечатки пальцев человека. Это то, о чём мечтают наши женщины, – чтобы было не так, как у других. Изделия из рыбьей кожи, выполненные даже по одному лекалу, будут иметь разный рисунок. Плитка тоже получается изысканная, очень красивая, сравнимая с мировыми стилями.

    Разрабатываем два собственных бренда – одежда для настоящих (брутальных) мужчин и изделия для умных людей. Вот как сейчас отличить умного человека от других? Никак. А если он будет носить изделия и аксессуары из рыбьей кожи, значит, это умный человек. Такой имидж надо сформировать. Как выбрать, кому продавать? Будем, наверное, замерять уровень айкью (улыбается).

    – Запатентовали свою технологию?

    – Как оказалось, с Роспатентом работать непросто. Там сказали, что в нашей технологии нет научной новизны: рыбью кожу давно выделывают эвенки. Но это была сыромятная кожа, которая после намокания превращалась в картон. У нас же технология именно промышленной обработки, без использования хромовых дубителей, экологичная. Но спорить с Роспатентом бесполезно, будем двигаться в режиме ноу-хау.

    – Какое будущее у вашего бизнеса?

    – Перспективы всегда вижу, а вот чтобы деньги в кармане прибавлялись – пока не очень (улыбается). В прошлом году после участия в форуме «Технопром» и его венчурной ярмарке появилось понимание, что надо идти на мировые рынки, продавать не только продукцию, но и технологию. Недавно запустили производство по нашей лицензии в Томске, хотим выйти и на другие крупные города России. Будем искать компании, которые готовы инвестировать в этот бизнес. Планируем продать 30 франшиз, затем начнём освоение международных рынков. Думаю, наша страна может стать крупнейшим производителем рыбьей кожи в мире, поставлять за границу как сырьё, так и товары.

    Татьяна ОСИПОВА, фото автора

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Человек и бизнес
    Университеты бизнеса с Азией на СЭФ-2018: от И-цзин до Алибабы
    349 0
    "Навигатор" № 42 (1162) от 26.10.18
    Человек и общество / Человек и бизнес
    Фермерство... в городе
    1304 0
    "Навигатор" № 28 (1047) от 22.07.16
    Человек и общество / Человек и бизнес
    Пряничный домик и его обитатели
    2870 3
    "Навигатор" № 10 (929) от 21.03.14
    Человек и общество / Человек и бизнес
    «Для денег, идей и талантов нет границ»
    2194 7
    "Навигатор" № 9 (928) от 14.03.14
    Человек и общество / Человек и бизнес
    340 квадратных метров для счастливого детства
    1601 0
    "Навигатор" № 31 (899) от 09.08.13
    Человек и общество / Человек и бизнес
    Сонное царство
    1548 2
    "Навигатор" № 21 (889) от 31.05.13

    Популярное