Русский народный виртуоз
Русский народный виртуоз
В Академпарке прошёл концерт балалаечника-виртуоза Алексея АРХИПОВСКОГО.
Самый известный русский народный инструмент – балалайка – в руках Архиповского звучит изысканно, даже аристократично. Музыкант совмещает аутентичные, гитарные и собственные оригинальные приёмы звукоизвлечения с революционным новшеством – «электрификацией» инструмента. Оказывается, обычная трёхструнная балалайка может звучать и смущённо, и трагически, пробирая до мурашек. А порой возникало ощущение, что хрустальные звуки, извлекаемые мастером, уносят и вовсе в космические дали… Концерт в двух отделениях по 45 минут он отыграл самозабвенно. Все аранжировки придуманы самостоятельно.
Балалаечник Алексей Архиповский – один из немногих музыкантов, которым удаётся сочетать работу в традиционном народном русле с разработкой собственного пути, зачастую более яркого и самобытного.
– Много ли у вас любимых композиторов?
– Сложный вопрос… Многое зависит от исполнителя: бывает, композитор мне нравится, а музыкант сыграет его произведение не ахти. Вообще, тут должно совпасть сразу несколько моментов. Сперва композитор записывает свои идеи в звуках. Потом появляется исполнитель со своей трактовкой. И ещё должен быть инструмент, который способен всё это выразить… А имена титанов – Баха, Моцарта, Бетховена – общеизвестны. Я их люблю и уважаю.
– Достаточно ли сегодня звучит русская музыка?
– Мне сложно слушать музыку. Она и так постоянно во мне. Котелок с аранжировками варится, варится… От этого хочется порой и отдохнуть. Дело в том, что свои аранжировки в нотах не фиксирую, всё держу в голове. Но знаком с ребятами, которые пытаются что-то моё расшифровывать – «ох, нелёгкая это работа» (улыбается).
– Кто создал ваш инструмент?
– Очень долго я играл на балалайке известного питерского мастера Иосифа Галиниса. Это инструмент 1928 года. Сейчас у меня появился его «брат-близнец». Что касается электронной начинки – спасибо Энверу Чомаеву. Я использую старинные немецкие электролампы, совершенно чумовые японские провода – для меня очень важно, чтобы через звук проходила эмоция.
– Вы настолько эмоциональны, что на концерте подпеваете сами себе!
– «Этот стон у нас песней зовётся!» (улыбается). Забываюсь, когда играю, – и действительно что-то такое хриплю и вою. Это происходит непроизвольно, простите великодушно!
– В следующем году вам исполнится 50 лет – какие планы, связанные с юбилеем?
– Не хочется считать свои годы – я уже приближаюсь к страшным цифрам! (улыбается). Никаких особых гастрольных туров не планирую, буду играть, как обычно, – по приглашениям. Есть задумки представить новые произведения – мне кажется, должно получиться интересно.
– В плотном гастрольном графике есть время на новые аранжировки?
– Пытаюсь понемногу делать окна между концертами. Финансовый вопрос для меня сейчас не столь актуален, поэтому «косить деньгу» в больших турах не хочется. Просто физически не смогу выступать ежедневно 2-3 месяца. Музыкантам нужна разрядка. Стараюсь выкраивать время и на досуг, и на репетиции – когда сочиняю новое, забываю старый материал!
– К слову, чем занимаетесь на досуге?
– Музыка – главное для меня, она даёт силы жить. Был период, когда не играл полгода, – так просто умирал без музыки! Конечно, переключаюсь порой и на книги, и на фильмы – для эмоционального восстановления. Недавно у меня возникли проблемы со здоровьем, пришлось даже прервать тур. И мне посоветовали освоить новое хобби – выпекать хлеб. Купил здоровенную австрийскую хлебопечь и с удовольствием погрузился в хлопоты с зерном, мельницей. Оказалось, работа на пекарне – невероятно творческое дело! И хлеб получается обалденно вкусный…
– Есть ли у вас традиция отмечать Новый год?
– Ээээ… Нет! Артистам и музыкантам не до традиций: а вдруг куда-нибудь позовут выступать в новогоднюю ночь? Отказываться нельзя – на «ёлках» зарабатываешь на полгода жизни!
– Ваш любимый зал?
– Самая лучшая акустика, которую я слышал, – в зале миланского театра «Ла Скала». Вообще, выступаю за границей регулярно, недавно вернулся из Женевы. Готовлю апрельские концерты в Италии – по договоренности с вдовой Тонино Гуэрро.
– Много ли учеников у Алексея Архиповского?
– Пока ещё я играю. И всерьёз заниматься с учениками нет возможности. Несколько ребят пробуют работать. Но, честно сказать, пока ещё не встретил человека одержимого, упрямого в желании достичь высоких результатов.
– Лет 30 назад выходила пластинка русских народных песен в аранжировке балалаечника Василия Андреева. Ощущаете себя в русле этой традиции?
– Да, я тоже играю на балалайке – но вы же видели и слышали, как я безобразничаю на сцене! (улыбается). Аркаша Шилклопер сказал мне однажды: «Играй, всё что хочешь: классику, рок, джаз – всё равно будет звучать фолк!» (смеётся).
– Из чего состоит слово «виртуоз» – из гордости или ответственности?
– Когда-то виртуозом называли не человека, умеющего быстро играть на музыкальном инструменте, а того, кто делает свою музыку. Для меня виртуоз – изобретатель, а не исполнитель.
– А себя считаете виртуозом?
– Я просто играю. Как это называть – никогда не задумывался. Определения ни к чему не приближают, по-моему. Не считаю себя и балалаечником в общепринятом смысле – отношусь к балалайке как к инструменту, на котором можно делать всё что угодно!
– О чём мечтаете?
– (После долгой паузы.) Мечта у меня одна: сделать изображаемый звуками мир – реальным.
– Вы провели весьма необычную для музыканта автограф-сессию, расписываясь на чём угодно – фотографиях, листовках, билетах, футболках и даже дамских сумочках, – но только не на компакт-дисках!
– А их просто нет в природе, так что ничего удивительного! Видимо, я ещё не созрел до своих аудиодисков. Были опыты с видеозаписями на DVD в 2009 и 2013 годах, но я недоволен тем, как это звучит. И пока не нашёл тот инструмент, тот звук, которые меня бы устроили. Гитаристы ещё полвека назад преодолели свои технические барьеры! А у меня всё по-прежнему находится на стадии эксперимента в студии.
– Далеко не все могут себе представить, как звучит балалайка Архиповского, – и многое теряют…
– Так сложилось с самого начала, что мои гастроли проходят без больших денежных вложений в рекламу. Всё как-то закрутилось само по себе после появления в Интернете записей моих выступлений. Работает и «сарафанное радио». Так что пустых залов у меня не бывает.
...Алексей Архиповский убедительно продемонстрировал: музыка это волшебство. Публика расходилась по домам, напитанная эмоциями восторга. И, казалось, не так уж и важно, что концерт музыканта мирового уровня прошёл в конференц-зале Академпарка на фоне убогого тряпочного задника и под аккомпанемент кондиционера.
Юрий ТАТАРЕНКО, фото автора
Комментарии