Ребенок в кризисе
Ребенок в кризисе
Слышала такое мнение, что в три года у ребенка кризис и родителям надо вести его к психологу. Разве это обязательно?
В соответствии с возрастной психологией кризис – закономерный и необходимый этап развития, через который проходит каждый человек. А значит у него есть силы и ресурсы, чтобы преодолеть и пережить периоды взросления – кризисы года, трех лет, подросткового возраста. В эти моменты логично набраться терпения и переждать непростое время. Обращаться к психологу особого смысла нет. Но в переживании ребенком (да и не только ребенком) кризиса есть определенные подводные камни или ловушки.
Представим себе классическую ситуацию кризиса трех лет. Ребенок переживает пик негативизма, бунтует и протестует по поводу и без повода. При этом видно, что от своих действий малыш страдает не меньше, чем окружающие его взрослые. Такой ребенок дерется в садике, не слушает воспитателей, ссорится с родителями. Если в группе или на детской площадке происходит драка, то и взрослые, и дети сразу понимают, кто зачинщик и кого следует наказать. «Кризис – что поделаешь», – пожимают плечами родители в ответ на жалобы воспитателей. В худшем случае ребенка наказывают не только в саду (посадили на стульчик, вернули с прогулки и т.д.), но и дома.
Время идет, меняется и ребенок, и его навыки владения собой. Но микроизменения окружающим незаметны, родители и воспитатели продолжают ждать от него тех же самых реакций, которые наблюдались в кризисный период. Более того, взрослые даже частично провоцируют их. Избавиться в саду от ярлыка драчуна практически невозможно. Ребенок начинает сталкиваться с несправедливостью в свой адрес. Ведь во всех драках или других проступках по привычке обвиняют именно его, а доказать обратное невозможно. И малыш постепенно смиряется с тем, что быть хорошим ему не суждено: такой он хулиган и неслух.
Ребенок в кризисе семи лет, получивший ярлык «кривляка», оказывается в похожем положении. Поэтому важно помнить, что он нуждается в помощи. Маленькому человеку необходимо помогать переживать и принимать те изменения, которые с ним происходят. Важно помнить, что происходящее – временно, и он поступает так не из вредности, а потому что ему необходимо сбросить психологическое напряжение. Ребенок нуждается в более тесном психологическом сопровождении родителей, чем обычно. И тогда кризисные модели поведения не закрепятся.
Например, если малыш регулярно дерется в саду и на площадке во дворе, важно обсуждать с ним каждый эпизод: что произошло, с чего все началось, как можно было поступить иначе. Возможно, не все из этих объяснений он поймет немедленно. Но родительское участие, поддержку и желание помочь почувствует и высоко оценит, а кроме того, из таких обсуждений вынесет для себя другие, новые варианты поведения и выхода из конфликтных ситуаций.
Махнуть же рукой на детские проблемы со словами «кризис закончится – все само пройдет» – значит оказать ребенку, да и себе тоже, медвежью услугу. Необязательно каждого трехлетнего малыша вести к психологу, но каждому в этом возрасте нужно больше родительского внимания.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии