Ребёнок боится спать один
Ребёнок боится спать один
Нашему мальчику скоро шесть. Лет, наверное, с двух он спит один, но год назад начались сложности. Момент укладывания пытается оттянуть как можно дальше: сказку почитай, расскажи что-нибудь, спинку погладь, молоко перед сном надо попить, сок; то папа его должен укладывать и сидеть рядышком, пока сын не уснёт, то мама. Причём, утром ещё невозможно предсказать, какие нововведения нас ждут вечером. Все уже измотаны. Но вдруг он и в самом деле боится?
Прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо рассмотреть несколько моментов. Во-первых, на фоне каких событий начало меняться ритуальное вечернее поведение? Если в обозримом периоде был переезд на другую квартиру или рождение братика/сестрёнки, тогда можно направить свои усилия на снижение детской ревности или на адаптацию ребёнка к новому месту жительства.
Во-вторых, насколько мальчик во время бодрствования опасается оказываться в тёмной\сумрачной комнате? Ответ позволяет понять, есть ли у ребёнка страх темноты, оценить интенсивность этого чувства. Это определит дальнейшее направление работы. Если страхи не сильные, стоит почитать и обсудить с ребёнком «Чего боялся Петя» С.Я. Маршака. Или вместо множества мелких дополнений к вечернему ритуалу ввести детальный обход помещения с заглядыванием под кровати и за шторы, чтобы убедиться: в комнате, где предстоит спать, сейчас безопасно.
В третьих, поговорить с сыном о том, что его беспокоит в этой ситуации. Можно на многие вопросы получить ответы, если спрашивать не непосредственно перед сном, когда ритуал укладывания уже пошёл на четвёртый круг, и все слегка на взводе, а в спокойной умиротворяющей атмосфере воскресного утра, когда до сна ещё целая вечность.
Однако в вашей ситуации наиболее вероятным будет другой вариант. К такому предположению подталкивают сомнения, звучащие во фразе: «Вдруг он и в самом деле боится». Значит есть что-то, может быть, пока неосознаваемое, что заставляет вас не исключать того, что сын страха перед засыпанием не испытывает.
Если дошкольник говорит, что боится спать один, довольно часто происходящее к собственно страху отношения не имеет. Дело может быть совсем в ином. Например, ребёнок переживает период социальных экспериментов: как мои действия и слова отражаются на окружающих, что из предпринятого работает, что нет. Так он методом случайного перебора натыкается на крайне высокую эффективность слова «боюсь»: родители строятся и делают всё, что нужно. Ребёнок продолжает эксперимент.
Довольно часто дети находят эффективным «болит». «Боюсь» в этом смысле помягче и попроще.
Что мы можем с этим сделать? Предлагаю составить программу укладывания, где по пунктам в таблице будут расписаны шаги. По мере выполнения вы отмечаете каждый шаг или позволяете это делать сыну любым подходящим ему способом: плюсиком, цветочком, смайликом.
На этапе планирования важно найти тот самый пункт, после которого следует засыпание, и заручиться согласием ребёнка. В такой таблице не может оказаться рядом пять кусаний яблока и шесть походов в туалет.
Не факт, что сын немедленно, выполнив финальный шаг, уснёт, но вы сможете апеллировать к соглашению и сохранять последовательность и твёрдость. И шанс, что договорённости окажутся соблюдены и ребёнок уснёт-таки своевременно, из разряда призрачных переходит в реальный сектор.
А. Бердникова,
психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии