Рассеянный с улицы Бассейной
Рассеянный с улицы Бассейной
Вряд ли найдется много людей, которым в детстве не читали стихи о «человеке рассеянном с улицы Бассейной», когда он «вместо шапки на ходу надевал сковороду». Конечно, образ этот гротескный, вызывающий при чтении книжки смех у детей и улыбки взрослых.
Но многим родителям, а потом и учителям становится не до смеха, если в семье или в классе появляется такое «чудо в перьях». Рассеянность детей, их неспособность сосредоточиться на чем-то определенном подчас является причиной недисциплинированности и неуспеваемости в школе и ведет порой к непоправимым ошибкам в их воспитании и обучении. Нередки случаи, когда рассеянного, с неустойчивым вниманием ребенка при нормальном интеллектуальном развитии объявляют умственно отсталым и направляют к психиатру.
Не буду отрицать, что консультация психолога и психиатра в таких случаях необходима для того, чтобы выяснить причину этого недуга. Однажды ко мне обратилась мама восьмилетнего ребенка, который стал для нее «сплошной головной болью», начиная с трех лет. Он постоянно куда-то лезет, падает, хватает все, что попадает под руку, роняет, разбивает. Вокруг него, где бы он ни появился, всегда тут же образуется невообразимый беспорядок. Заставить его убрать вещи на место невозможно. Он иногда пытается это сделать, но засунет игрушку или вещь в такое место, что потом вся семья с ног собьется в поисках, а сам он не может вспомнить, куда положил. Иногда дело доходит до курьезов – набьет рот кашей, а проглотить забудет. Так и сидит до тех пор, пока не напомнишь ему об этом. В детском саду он не продержался и четырех месяцев. Воспитатели наотрез отказались брать его в группу, где он не признавал никакой дисциплины: постоянно отвлекался сам и отвлекал других детей.
Мать, занятая заботой «о хлебе насущном», не могла заниматься воспитанием сына и перепоручала это случайным людям – няням, не имеющим понятия в детской психологии. Окрики, запреты, запугивания, лишения чего-то значимого для ребенка – вот основные методы, которыми пользовались они. Свою лепту в систему запретов и наказаний вносили и родители. «Мы только тогда и отдыхали, когда Андрюша был чем-то увлечен», – посетовала мама. И все бы было ничего, если бы «интересы» сына не вызывали гнев родителей. В шесть лет он мог долго и спокойно сидеть, разбирая по винтикам только что подаренный луноход на батарейках или магнитофон, мастерски пользуясь при этом отверткой, заимствованной у отца. Но стоило только сделать ему замечание о недопустимости такого варварства, как он тут же разбрасывал все детали по комнате, и никакими угрозами невозможно было заставить его все собрать. Он словно не слышал обращенных к нему слов, а если и начинал собирать, то через минуту забывал об этом и переключался на другое занятие.
Непостижимым для родителей было и то, что при всей его неусидчивости и рассеянности сын ухитрился самостоятельно научиться читать, а при поступлении в школу проявил осведомленность, которая требовалась по возрастным нормативам. Родители надеялись, что занятия в школе заинтересуют ребенка, и его поведение изменится к лучшему, но… все пошло по кругу. Снова жалобы учителя на рассеянность, невнимательность, отвлекаемость, нарушения дисциплины на уроках и, как мера пресечения, снова увещевания, угрозы, наказания.
Отвлекаемость и рассеянность от этого не уменьшились, а вот нервозности добавилось. Андрюша стал раздражительным и плаксивым. Без помощи родителей не мог собрать портфель, терял вещи, не помнил домашних заданий. Заканчивается учебный год, а успеваемость ниже критической отметки. Пока я беседовала с мамой, мальчик успел обследовать кабинет, подержать в руках все, что можно и все, что нельзя, а потом заскучал, стал зевать, вертеться на стуле. На вопрос, кем он хочет стать, когда вырастет, не задумываясь, ответил: «Космонавтом». А потом мы около получаса вели беседу о космонавтах, о полетах на Луну, и вел себя Андрюша вполне адекватно и заинтересованно. Оказалось, что он любит смотреть по телевизору передачи о космосе и жалеет о том, что они идут слишком поздно, а родители в это время заставляют идти спать.
Психических расстройств, как таковых, у ребенка не выявлено, но есть одно «но», которое привело к нарушениям функции внимания и двигательной расторможенности. Оказалось, что в возрасте двух лет он перенес травму головы, но, как считает мама, без последствий. Однако последствия все же остались и послужили почвой, на которой при неправильном подходе к воспитанию ребенка продолжают нарастать рассеянность, неустойчивость внимания и дезадаптация ребенка в социальной среде.
Детская рассеянность стала предметом беспокойства многих родителей и педагогов. Она мешает правильному развитию, является причиной плохой успеваемости в школе. Рассеянный, легко отвлекаемый посторонними впечатлениями ребенок не следит за объяснениями учителя, делает много ошибок в письменных работах и часто не по незнанию, а по невнимательности. Дома эта черта дает о себе знать на каждом шагу. Ребенку по несколько раз приходится напоминать об одном и том же и не потому, что он непослушен или упрям, а потому, что сказанное проходит мимо его ушей. Он хорошо может услышать сказанное взрослыми, но отвлеченный чем-то другим забывает данное ему указание или данное им самим обещание.
Как родители обычно поступают в таких случаях? Прежде всего, на каждом шагу подчеркивают недостаток ребенка, укоряют его, пытаются популярно объяснить, к каким последствиям приведет его рассеянность, когда он станет взрослым, негодуют, наказывают или обещают награду, если будет вести себя «как положено». Но все безрезультатно. По мнению известного школьного врача и большого знатока в вопросах воспитания детей Е. Аверкина, ошибка в воспитании таких детей заключается в том, что все силы и внимание взрослых направлены на борьбу с недостатком, на преодоление и искоренение рассеянности, которую рассматривают, как самостоятельную, независимую черту. В действительности она является одним из проявлений свойств всей личности. А вот где источник – это вопрос, на который необходимо найти ответ.
Причиной рассеянности могут быть: общая неустойчивость нервной системы, быстрая утомляемость и истощаемость ее. Часто это встречается у детей, перенесших травмы головы, которые иногда остаются незамеченными, различные инфекции, у ослабленных соматическим заболеванием. И здесь вместо строгих воспитательных мер необходимо заняться обследованием и лечением. Уместно укрепление его нервной системы, снижение непосильных нагрузок и требований, спокойное и доброжелательное общение с опорой на все лучшее, что есть в личности маленького человека.
Иногда причина рассеянности и повышенной нервозности ребенка в частом половом возбуждении и нездоровых сексуальных привычках. Родителям в таких случаях необходимо пересмотреть свое поведение в быту и устранить все, что может вызвать это: созерцание откровенных сцен между взрослыми, просмотр телевизионных передач эротического содержания, разговоров на эту тему при детях. Не повредит и консультация специалиста, если обнаружится эта причина.
Рассеянность и невнимательность может быть и при начинающемся аутизме ребенка, с его безучастностью и равнодушием к текущей вокруг жизни. И тут нужна не только помощь психоневролога, но и терпеливая и кропотливая работа родителей, воспитателей и учителей, направленная на то, чтобы дать ему выход в реальную жизнь. Иногда рассеянность проявляется у детей только в определенных условиях. В таких случаях лучше всего преодолеть слабую черту, не приковывая к ней внимания ребенка, а, действуя обходным путем, стараться связать те стороны действительности, к которым он проявляет интерес и внимание, с теми, где он проявляет равнодушие и рассеянность.
Причиной рассеянности у детей нередко становится и неблагоприятный психологический климат в семье: частые скандалы, драки, разводы, отсутствие родительской любви и заботы. Дети в таких случаях уходят от реальности в фантазии, где им комфортно, где их все любят, где они счастливы.
Если все то, о чем мы только что говорили, к вашему ребенку не имеет отношения, но он стал рассеянным и несобранным, может, стоит уменьшить свои амбиции и освободить ребенка от дополнительных нагрузок до лучших времен, пока к нему не приклеился ярлык «рассеянного с улицы Бассейной».
Нина ЛОГВИНЕНКО, психолог (тел. 332-58-19)
Комментарии
У нас несколько лет назад были большие проблемы с ребенком, частые истерики и много еще чего было, по каким только врачам и психологам и психиатрам мы не бегали, каких только книжек я не перечитала, изучила и справочник психических расттройств...что помогло? во-первых, время, во-вторых, благополучная атмосфера в семье - именно на эту составляющую делается упор в различных книгах по проблематике психически неустойчивых детей, в -третьих наоборот возрастающая нагрузка на ребенка, как умстенная, так и ФИЗИЧЕСКАЯ- не зря же есть пословица "В здоровом теле - зоровый дух" (физическое развитие - важная составляющая работы с рассеяными с улицы Бассейной"), в четвыртых, полное отсутствие телевизора в нашей жизни, есть конечно фильмы, иногда, по компьютеру, но без бесцельного переключения с канала на канал, без рекламы, пошлых шуток и сцен постельных и насильственных.
какие результаты принесет избранная нами методика покажет время, и сможет ли наш ребенок получить в школе медаль и стать ученым ,
как того желает:), главное - планомерно и последовательно следовать выбранному курсу по достижению цели - тогда и любая цель, будет поплечу