• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 05:45 вторник, 22 октября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.10.2019
    USD: 63.76
    EUR: 71.17
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Преступление и наказание

    Преступление и наказание

    Читала про тайм-ауты, что это определенная система наказания, но в то же время – не наказание. Мне этот метод показался приемлемым: он позволяет успокоится и ребенку, и родителю, предупреждая развитие ссоры. Трехлетнюю дочь мы никогда не наказывали физически. Чтобы пресечь какое-то нежелательное действие, если дочь не соглашается на объяснения и уговоры, уношу ее в угол и говорю: «Посиди тут у стеночки и подумай: хорошо ли так делать». Но дочь кричит, даже пугается этого, сразу оттуда выскакивает и бежит ко мне, плачет, просится на руки. Я успокаиваю ее, бывает, несу обратно и обсуждаю произошедшее.

    Например, у нас правило: уличную обувь мы дома не носим. Оговорено, что она грязная, а нам нужно беречь чистоту. Но дочка все равно подойдет к полке и... бросает туфли на пол. Я исправляю последствия шалости, но хочется, чтобы наказание было эффективным, а не жестоким. Есть ли альтернатива тайм-ауту?

    В том, что Вы описываете, больше похожего на наказание, чем на паузу. Пауза – это нечто нейтральное, что помогает собраться с силами и успокоиться каждой конфликтной стороне. У вас такая форма паузы сама по себе становится источником конфликта – дочь кричит, пугается... Поэтому в первую очередь необходимо разобраться со своим восприятием происходящего: когда несу ребенка к стеночке, для чего это делаю? На какой эффект я рассчитываю?

    Немаловажно и то, пользуются ли другие члены семьи этой паузой, чтобы успокоиться. Если тайм-аут применяется только к ребенку, то понимание момента будет приходить значительно медленнее, чем если такая практика широко применяется в семейном контексте. Тогда эффективность паузы для размышлений может быть очень высокой.

    Наказания сами по себе не хороши и не плохи. Они должны выполнять свою функцию – помочь ребенку извлечь урок из происходящего. Например, лучше не сорить дома – всем гораздо приятнее в чистой квартире, мама тогда спокойнее и добрее.

    Наказывать не рекомендуется эмоционально, тогда бывает трудно остаться в позиции здравомыслящего взрослого. «Там, где крик, мышления нет» (О. Бренифье). Бывает трудно удержаться и не обидеть ребенка в ответ, на что ему придется либо отвечать сразу – тогда конфликт обострится, либо затаиться и проглотить обиду, которая затем может проявиться в совершенно неожиданном месте и не ко времени.

    В практике применения наказаний есть несколько принципиально важных моментов.

    Наказание должно быть связано с проступком – логически вытекать из него. Например, дочка долго купалась и не хотела выходить из ванны, хотя было уже пора – значит, времени на просмотр мультфильма не осталось.

    Хорошо, если ребенок заранее информирован о том, что совершает плохой поступок и за ним последуют санкции. Тогда удастся избегать субъективных интерпретаций и произвола – сегодня мне этот поступок не нравится, я за него тебя накажу, а завтра – другое настроение, наказания можно избежать.

    Важно различать сознательное нарушение требований и ошибки ребенка. Иногда, совершив ошибку, малыш так переживает, что это становится для него худшим наказанием.

    В конкретной ситуации с уличной обувью лучше всего вместе вымыть туфли: возможно, ребенок будет безмерно счастлив, если сможет походить по дому в нарядной выходной обуви?

    В любом случае, за что наказывать и как наказывать – вещи исключительно субъективные. Решение о них принимает родитель, руководствуясь жизненным опытом, здравым смыслом и чувством любви к своему ребенку.

    А. Бердникова,
    психолог (тел. 8-913-905-09-40)

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Навязчивые мысли
    270 0
    "Навигатор" № 40 (1211) от 11.10.19
    Человек и общество / Школа для родителей
    Как помочь выпускнику
    323 0
    "Навигатор" № 35 (1206) от 06.09.19
    Человек и общество / Школа для родителей
    Источник маминых волнений
    359 0
    "Навигатор" № 34 (1205) от 30.08.19
    Человек и общество / Школа для родителей
    Сомнительный подарок
    330 0
    "Навигатор" № 30 (1201) от 02.08.19
    Человек и общество / Школа для родителей
    Очень общительный мальчик
    1110 0
    "Навигатор" № 28 (1199) от 19.07.19
    Человек и общество / Школа для родителей
    «У меня нет на это времени»
    462 0
    "Навигатор" № 27 (1198) от 12.07.19

    Популярное