• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 20:20 воскресенье, 24 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    24.11.2024
    USD: 102.58
    EUR: 107.43
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Понимать своё предназначение

    Понимать своё предназначение

    Понимать своё предназначение

    Автор «Тотального диктанта – 2017» – Леонид ЮЗЕФОВИЧ. Предложение написать текст для ежегодной проверки грамотности известному прозаику сделали в ноябре, в дни Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно». По традиции автор диктанта лично приедет в Академгородок, где 8 апреля продиктует своё эссе «Город и река». В конце прошлого года наш корреспондент встретился с писателем.

    Леонид Абрамович окончил Пермский университет и 30 лет проработал школьным учителем истории. Кандидат исторических наук. Как писатель дебютировал в 1977-м, когда в журнале «Урал» вышла его повесть «Обручение с вольностью». Известность пришла к Юзефовичу в 90-е, после издания цикла исторических детективов о сыщике Иване Путилине и книги «Самодержец пустыни: феномен судьбы барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга». Дважды лауреат премии «Национальный бестселлер»: за романы «Князь ветра» (2001) и «Зимняя дорога» (2016). Лауреат премий «Большая книга» за романы «Журавли и карлики» (2009) и «Зимняя дорога» (2016), лауреат Строгановской премии за выдающиеся достижения в области культуры и искусства. В этом году писатель отметит своё 70-летие.

    – Вы написали о бароне Унгерне, известном своей жестокостью. Как относитесь к нему?

    – К своему герою испытываю смесь восхищения и отвращения. Не знаю, как можно оправдывать зверства. Но Унгерна есть за что уважать. Оправдывать его не надо. Это вообще разные вещи. Здесь как со Сталиным: одни считают его эффективным менеджером, другие – кровавым палачом. Но зачем сталкивать два понятия? Сталин – и то, и другое, и не нужно это разделять. Писателю никогда не надо занимать чью-либо сторону в истории, и для меня нет ни плохих белых, ни хороших красных, ни наоборот.

    Есть мнение: переписывать историю недопустимо. Но ведь постоянно появляются новые сведения, сама жизнь вокруг нас меняется и заставляет по-другому смотреть на прошлое. Переписывается не только история Советского Союза, но и история Древнего Рима, Вавилона. И это правильно.

    – Самые успешные ваши книги последнего времени – «Журавли и Карлики» и «Зимняя дорога». Как у вас изменилась жизнь после выхода этих книг?

    – Кардинальные перемены произошли гораздо раньше, лет 15 назад. До этого я был школьным учителем истории. И зарабатывал очень мало. Несмотря на то, что вёл 30 часов в неделю – по шесть уроков каждый день. Причём работал в трёх школах одновременно. А в 2001 году получил премию «Нацбест». Она была не очень большой по деньгам, но принесла известность. Пошли переводы на иностранные языки, экранизации – и два года спустя я из школы ушёл. Больше не преподаю.

    Писать не люблю. Мне нравится думать о том, что напишу. Поэтому у меня мало книг. Последняя вышла год назад, предпоследняя – в 2008-м. Не рассчитываю, что меня прочтут сто тысяч человек. Меня это и не волнует. Пишу о том, что мне интересно. Больших денег это не приносит.

    – Какова пропорция затрат времени на сбор материала и собственно на написание книги?

    – Весь необходимый материал нельзя найти сразу. Нельзя и сказать себе: сейчас всё соберу – и всё напишу! По-настоящему книга не получится. В собираемом материале надо жить, сродниться с ним. К примеру, «Зимнюю дорогу» собирал 20 лет. Но это не значит, что писал её столько времени! Работа непосредственно над текстом заняла два с половиной года. Книгу надо выстроить, ворох документов никто читать не будет. И авторская мысль – сродни магниту над железными опилками.

    Ещё один важный момент: в документальной прозе нельзя ставить точку. После публикации «Зимней дороги» идёт масса откликов – с пожеланиями что-то добавить, что-то уточнить...

    – Ваши коллеги Прилепин, Быков, Варламов, Шаргунов  успешно себя реализуют в сотрудничестве с издательством «Молодая гвардия», пишут биографии в серию «ЖЗЛ».

    – Сейчас для этой серии пишут не о замечательных, а о заметных людях. Поэтому несколько лет назад «Молодая гвардия» переиздала мою книжку о бароне Унгерне. Мечтаю написать о своём любимом писателе детства Василии Яне, авторе знаменитых исторических романов «Чингисхан», «Батый» – не уверен только, что возьмусь за его биографию в ближайшее время.

    Писателю очень важно быть достоверным в мелочах. У Владимира Богомолова в знаменитом романе «Момент истины» написано, что манком для рябчиков подают сигналы за четыре километра. Специалист написал ему письмо, что автор книги ошибся в два раза. Богомолов сильно переживал. А, к примеру, в книге о Лоуренсе Аравийском я прочёл, что тот сидел между горбами верблюда при том, что аравийские верблюды дромадеры – одногорбые. Когда я сказал об этом автору, тот изменился в лице. Ведь сразу переиздать книгу невозможно! У меня тоже есть фраза, за которую ужасно стыдно. В первом же предложении романа «Журавли и карлики» говорится о том, что последний отрог Хэнтейской гряды окружает Улан-Батор с юга…

    – Не так давно вышел сборник критика Галины Юзефович, где написано о многих нашумевших книгах третьего тысячелетия…

    – Горжусь дочерью. Она знаток античной истории, преподаёт греческий и латынь, хорошо знает современную литературу. Сыном тоже горжусь. Он музыкант, аккомпанирует звёздам эстрады, плюс у него своя джаз-группа – что называется, для души.

    Многие тексты Галины, собранные в книгу «Удивительные приключения рыбы-лоцмана», читал ещё в журнальных публикациях. Должен сказать, у нас не всегда совпадают мнения. Позвольте не уточнять, по поводу какой книги (улыбается).

    – Кинорежиссер Снежкин недавно экранизировал вашу «Контрибуцию» – довольны?

    – Ну, в фильме от моей повести остались рожки да ножки… В начале съёмок у меня было много претензий к режиссеру по поводу исторических ошибок и неточностей. Но после просмотра картины мы помирились. Я понял, что правда жизни и правда искусства – разные понятия. Поэтому и пермские реалии снимались в Кронштадте… По-моему, фильм получился неплохой.

    Расскажу вам другой запомнившийся случай на тему экранизации. В 40 лет я впервые оказался на съёмках – когда в 1991 году на Свердловской киностудии по моему детективу снимали фильм «Сыщик Петербургской полиции» с участием Петра Щербакова и Альберта Филозова. Детектив – это жанр, где требуется, чтобы подозрение падало на всех героев, и нужно было бросить тень на повара. Режиссёр решил дать ему в руки курицу, которую повар будет ощипывать в кадре со зверским видом. Привезли курицу, и все знали, что перед съёмкой  эпизода её зарежут. Относились к этому спокойно, ведь курицы для того и существуют. А птица вдруг снесла яйцо – и сразу как-то очеловечилась в наших глазах! Если бы она клевалась или кричала, её никто бы не пожалел. Но она сделала то, для чего предназначена природой – и вызвала всеобщее сочувствие. В итоге зарезали другую курицу.

    Нужно понять, для чего мы предназначены. И посвятить этому делу свою жизнь. И бог будет к нам милосерден, как к этой курице.

    – Что для вас литература – хобби, работа, призвание?

    – В юности считал литературу своим призванием. Потом она превратилась в хобби. Сейчас это моя работа.

    Юрий ТАТАРЕНКО, фото автора

    23.03.2017, 04:12 Елена
    Какая хорошая статья, интересная, красиво "сделанная". Образ
    писателя и человека раскрыт через диалоги, заманчивый
    романтический мир произведений и жизненных перепитий неизбежно переплетаются в судьбе Леонида Юзефовича, побуждая
    читателей к дальнейшему путешествию по книжным страницам.
    Юрий, Вам комплимент: удачная работа!

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    375 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    439 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    341 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    345 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1269 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    450 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное