Подростковый бунт
Подростковый бунт
Сын учится в одиннадцатом классе, но совершенно безответственно относится к учебе. Ему предоставлен максимум возможностей: хочешь изучать английский – языковая школа пожалуйста; хочешь заниматься программированием – не проблема. В восьмом классе он мне назло прогуливал оплаченные у репетитора занятия по математике. Каким-то чудом окончил десятый класс без троек. На любое замечание огрызается и хамит. Его традиционный ответ на любые мои пожелания и просьбы: «Сам знаю, когда мне ложиться спать, делать уроки» и т.д. Как донести до него, что он должен с уважением относиться к старшим и брать ответственность за свою учебу?
Молодой человек (называть одиннадцатиклассника мальчиком, пожалуй, уже неправильно) успешно окончил десятый класс. Не будем рассуждать о том, насколько закономерен этот успех и чем он обусловлен – старанием подростка, его способностями или блестящими коммуникативными навыками. Важен результат, который говорит о том, что юноша умеет распределять силы, выработать для себя оптимальный режим труда и отдыха, при котором ему удается качественно учиться. Возникают вопросы. Если в прошлом году Ваш сын мог успешно справиться с учебными нагрузками, что беспокоит Вас сейчас? Почему Вы считаете, что юноша не чувствует ответственности за то, как он окончит школу, и действует себе во вред? Или в десятом классе его режим был качественно другим?
Хотелось бы также узнать, существуют ли более свежие фактические подтверждения халатного отношения к обучению? Ведь с того времени, когда Ваш сын прогуливал репетиторство по математике, прошло уже три года.
В том случае, если такие аргументы у Вас есть, и сын радикально изменил свое отношение к учебе, советую вместе с подростком обратиться для очной консультации к психологу, чтобы помочь парню накануне глобальных перемен в его жизни обрести оптимальную психологическую форму.
В том случае, если Ваши предположения строятся, например, на том, что нынешние подростки – безответственные потребители, не умеют трудиться, хотят всего и сразу, тогда не трогайте сына, а сконцентрируйтесь на своем психологическом состоянии. Есть смысл обратить внимание на собственные переживания, присмотреться к источнику тревоги, спросить себя: что в данный момент беспокоит больше всего. Вариантов может быть несколько.
Вы опасаетесь, что уровень знаний сына-выпускника недостаточен для того, чтобы поступить на бюджет. В этом случае стоит поговорить с конкретными преподавателями. А далее, в зависимости от полученной информации, наметить план действий. Учитель также заинтересован в результатах учебы и обязательно что-то Вам порекомендует.
Вы беспокоитесь, что плохо знаете своего ребенка и можете пропустить что-то важное. Спросите об этом у сына: «Тебе нужна моя помощь? Я беспокоюсь». Это нейтральный вопрос, в нем нет давления и наверняка парень ответит на него.
Вы боитесь за свою репутацию, как родителя. Если Ваш сын вдруг получит неудовлетворительную оценку, что подумают о Вас учителя, другие мамы и пр.? В этом случае поработайте со своей родительской самооценкой: а в чем я действительно хорош, как родитель? Ответы запишите. Также можно обратиться к специалисту и поговорить с ним о представлениях относительно родительской роли.
Также Вы пишете о хамстве сына, но в приведенных фразах я его не увидела, поэтому в качестве отдельного пункта для работы не выделяю.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии