Почему Луна не из чугуна?
Почему Луна не из чугуна?
Известный физик Петр Капица задал этот вопрос своим студентам на госэкзамене. Причем ученого интересовал не готовый ответ, а путь решения задачи или «интеллектуальный флирт», по его выражению. Со всей серьезностью Капица проверял ответы, после чего отобрал 8 человек для работы в своей лаборатории.
Многие уже догадались, что речь идет о словесно-логическом мышлении, которое закладывается еще в дошкольном возрасте. Возраст «почемучек» – пять лет. Дети активно познают окружающий мир, интересуются его многообразием, открывают для себя законы природы, учатся понимать причинно-следственные связи. И здесь мне хотелось бы посоветовать родителям: не давайте готовых ответов, пусть ваш ребенок сам сделает вывод, пройдет путь проб и ошибок. Ведь потребность сегодняшнего общества не в послушных исполнителях, а в пытливых инициативных исследователях, которые способны генерировать идеи в жизнь и самостоятельно принимать решения. Вот только как такого человека вырастить, поддержать, направить?
Когда взрослые задают вопросы сами, они тем самым подчиняют ребенка собственной воле. В итоге одни дети приспосабливаются к подобному общению, хорошо себя ведут, а другие, наоборот, крутятся, вертятся, не могут высидеть, им не интересно. Чаще это дошкольники с недоразвитием речи. Ребенок «работает», как нам кажется, но присмотритесь – он просто тянет время, пытается выполнить задание, но без конца смотрит на реакцию взрослого, ищет одобрения и поощрения с его стороны. Он спрашивает у взрослого: «А это как? А так можно?» Не торопитесь спешить малышу на помощь. Куда полезнее, если он самостоятельно выполнит задание, и только потом спросит: «Почему не так? В чем моя ошибка?» Это уже познание и никто не скажет, что у него ум ленивый.
В нашем детском саду работают три логопедических группы для детей с речевыми нарушениями. Мы работаем с ними, делая акцент на изучении окружающего пространства, мотивируя малышей к тому, чтобы они задавали вопросы, строили диалог, учились думать. Так, уже несколько лет в нашем детском саду выходит газета «Ромашкин вестник». В ее издании принимают участие дети из кружка «Юные журналисты – ромашата». Чтобы собрать материал, дошколятам приходится совершать настоящие творческие путешествия по пространству детсада и за его пределами. Перед ними раскрывается целый мир, который они должны исследовать. Ребята задают вопросы, находят темы и героев для своих интервью. Но и результат! Каждый может по максимуму проявить себя в таком деле, ведь сама ситуация предполагает общение, развитие, добывание новых знаний, закрепление правильных речевых умений и навыков.
Кроме того, у нас в саду работает «Логопедическая гостиная». На ее встречи мы обязательно приглашаем родителей, которые получают все необходимые знания о коррекционно-развивающем обучении и могут работать с детьми самостоятельно. Отработать полученные логопедические навыки они могут непосредственно во время занятий. Причем дети с большим удовольствием выполняют все задания, даже самые трудные – ведь рядом мама.
Занимаясь с ребенком, необходимо учитывать законы его развития. Если Вы начали учить читать малыша раньше пяти лет, у него могут возникнуть затруднения при ориентировке в пространстве, будет недостаточным словарный запас (обобщения, видовые категории), он станет некоммуникабельным, потому что развитие его пошло несколько иным путем. Ранняя интеллектуализация детей ведет к развитию у них искусственного аутизма. Не стоит ускорять развитие ребенка за счет раннего обучения, а лучше создать для него такие виды деятельности, в которых он сможет проявить самостоятельность, инициативу, творческий подход.
О. Волкова, учитель-логопед детсада №304
Комментарии