По старинному образцу
По старинному образцу
По старинному образцу
Чем занятьмалыша? Этот вопрос рано или поздно встает перед всеми родителями. Конечно,каждому возрасту – свои занятия: самым маленьким – погреметь, потрогатьчто-нибудь яркое, попробовать на зуб; малышам постарше – собрать-разобрать,порисовать «каляку-маляку»; еще старше – поиграть с другими детьми, полистатькнижку. И, конечно, послушать, как читает мама или бабушка.
Обратитевнимание: мы убеждены, что чтение ребенку вслух – совершенно необходимоезанятие, что без него не может развиваться интеллект и речь. Согласитесь, невсегда мы читаем вслух для того, чтобы доставить ребенку удовольствие, а оченьчасто – для пользы: чтобы заговорил быстрее и правильнее, знал много слов, могчитать наизусть «Муху-Цокотуху» и так далее.
Отчего возниклоэто устойчивое убеждение о незаменимости чтения ребенку? Ведь всеобщаяграмотность – признак всего лишь трех-четырех последних поколений. Неужели дотого, как читать научились практически все взрослые, дети не развивались? Чтобыло, когда «Айболит» и «Наша Таня громко плачет» не были написаны, изданы?
На этот вопросмогут ответить собиратели и знатоки фольклора: детям не читали – им пели,рассказывали и показывали. Без книг, по памяти. То, что мы сейчас вобрывочном виде встречаем в книжках-потешках и в сборниках сказок, передавалосьв устной традиции. И дети, незнакомые с печатным словом, прекрасно развивались.
Значит, делоне в книгах. Дело в звучащем слове, которого, увы, не хватает. Сколько минут вдень мы читаем ребенку? Сколько времени поем ему? Сколько – прикасаемся к нему,играем-потягиваем?
Давайтепосмотрим, какие занятия с ребенком бытовали в народной, устной культуре.
Еще дорождения ребенок слышал, как поет его мать (а делала она это часто), как вовремя родов обращается к нему с наговорами, ласковыми словами.
После рождениятакое важное состояние младенца, как сон, было окружено песнями и ритуалами.Укачивая ребенка, ему пели колыбельные, причем их знала не только мать, нолюбой, кто оставался с ребенком: бабушка, старшая сестра, няня. Например, пелитак:
Баюшки-баю,
Отец ушел зарыбою,
Мать ушла пеленкимыть,
Бабушка кисельварить,
Бабушка кисельварить,
Будет Васенькукормить.
В песнеребенку рассказывали о его будущей – замечательной – судьбе, давали понять, чтоего любят «больше всех» и надеются, что он также будет любить родителей и нянюи заботиться о них:
Сон-Дремота
По новым сенямбрела.
По новым сенямбрела,
Да и к Машезабрела.
– А где у Машиколыбель?
– У высокомтерему.
У высокомтерему,
В шитом-браномпологу,
Кольца-пробойцасеребряные.
Маша вырастетбольшая,
Будем грамотеучить,
Будем грамотеучить,
Будешь золотоносить,
Будешь золотоносить,
Будешь всеребре ходить,
Будешь всеребре ходить,
Будешь нянечекдарить.
Когда ребенокпросыпался и потягивался, его гладили по животику, приговаривая:
Потягунюшки,порастунюшки!
Поперек –толстунюшки,
А в ножки –ходунюшки,
А в ручки –хватунюшки,
А в роток –говорок,
А в головку –разумок.
Чтобы размятьзатекшие после сна конечности, делали, например, такую гимнастику: ручкиребенка складывали и раскладывали (на каждую строчку), постепенно разводя ихвсе шире и шире, и говорили:
Тятеньке –сажень,
Маменьке –сажень,
Дедушке –сажень,
Бабушке –сажень,
А Колюшеньке –большую, набольшую!
Когда ребенок зевал и взрослыехотели, чтобы он уснул, говорили:
Первый хамочек[зевок] – на потолочек,
А другой – настенку,
А третий –в постельку.
Таким образом, и отход ко сну, ипробуждение были связаны с приятными ощущениями: с пением, покачиванием ипоглаживанием. Ведь для маленького ребенка сон – это значительная часть жизни,это переход в другое состояние. Чтобы этот переход был приятным и спокойным,требуется помощь взрослого, его руки и голос.
Купание – ещеодна ситуация, которая требует поддержки взрослого. Купание, мытье младенцатакже сопровождалось наговорами. При самом мытье приговаривали:
Расти брус свышины
Да печь столщины!
После купания, окатывая водой:
Вода текучая.
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода – книзу,
А дитя –кверху.
Ребенка обязательно знакомили счастями его тела, и это очень важно: ведь ребенок, находясь в матке, ощущалсебя круглым, неделимым. После рождения он постепенно обнаруживает, что состоитиз разных частей, которые могут двигаться по отдельности. Случайное движениеруки во сне способно напугать и разбудить. Поэтому знакомство со своим теломдля младенца так же важно, как для взрослого – знакомство с новыми объектами.Например, перебирая пальцы руки, говорили:
Идут четыребрата
Навстречустаршему.
– Здравствуй,большак! – говорят.
– Здорово,Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошкаТимошка.
Когда ребенок начинал ходить,говорили:
– Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
– В лес помошок:
Избушку мшить,
Чтоб нехолодножить.
Как видим, каждое событие жизниребенка, даже совсем маленького, окружалось устным рассказом, наговором,песней. И образовательная цель (которая, конечно, присутствовала) не былаосновной. Главной целью было – показать ребенку, что его любят, что он хорошийи его ждет счастливая жизнь.
Запредоставленный материал благодарю Т. Куликову, фольклориста изамечательного педагога, а также Л. Свиридову, руководителя школы«Современные родители». Статья написана при поддержке сайта sibmama.ru.
Евгения ЛУНДИНА.
Комментарии