• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 19:26 пятница, 29 марта
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    29.03.2024
    USD: 92.26
    EUR: 99.71
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Павел САНАЕВ: «Шедевры – большая редкость!»

    Павел САНАЕВ: «Шедевры – большая редкость!»

    Павел САНАЕВ: «Шедевры – большая редкость!»

    Не так давно в Новосибирске прошла творческая встреча с известным прозаиком Павлом Санаевым «Разговоры о современной литературе и не только». После неё он ответил на вопросы нашего корреспондента.

    Павел Санаев родился в 1969 году в актёрской семье (мать – Елена Санаева, дед – Всеволод Санаев, отчим – Ролан Быков). В 1992-м окончил сценарный факультет ВГИКа. Снимался в фильмах «Чучело», «Зонтик для новобрачных», «Три светильника». Режиссёр кинокартин «Каунасский блюз», «На игре», «Последний уик-энд» и др. В 1995 году написал повесть «Похороните меня за плинтусом», впоследствии проданную тиражом более миллиона экземпляров и переведённую на пять европейских языков. В 2013-м вышла вторая книга Санаева – роман «Хроники Раздолбая».

    – Обе книги можно считать автобиографичными. Не привлекает идея написать чью-либо биографию для серии «ЖЗЛ»?

    – Никоим образом. Не очень люблю процесс литературной работы и, чтобы заниматься этим, нужна сильная мотивация. Сейчас работаю над романом «Хроники Раздолбая 2». Он для меня важен, дорог мне и поэтому могу себя заставить регулярно садиться за стол. А просто писать ради какой-то книги... Есть много более приятных занятий – то же кино, например. По характеру мне гораздо интереснее работать в коллективе, а литература – монотонный труд одиночки.

    – Ваша новая книга выйдет в новом году?

    – Не знаю, когда она выйдет. Могу только сказать, что ни на что сейчас не отвлекаюсь и эта работа в приоритете. Но история длинная – 17-25 глав. На одну уходит примерно месяц, сейчас пишу третью. Предстоит ещё минимум полтора года работы. Ускорить этот процесс не могу при всём желании.

    – Раздолбай – новый русский архетип?

    – Абсолютно точно! И я ставил целью создать новый архетип в отечественной литературе. Думаю, у меня это получилось.

    – Спектакли по «Плинтусу» смотрите?

    – Видел как минимум половину постановок – в Москве, Петербурге, Челябинске… Знаю, что есть спектакли и в Красноярской драме, и в Новосибирском театральном институте. Но больше не могу это ни смотреть, ни слышать. Автору не стоит быть «привязанным» к одному произведению, возвращаться к пройденному вновь и вновь.

    – А что скажете про фильм Снежкина?

    – Говорил много раз, повторю и сейчас: мне он не понравился. Потому что в нём всё мрачно, одномерно и вообще не про то, о чём написана книга.

    – Есть правда жизни, есть правда искусства. Велик ли зазор между ними в случае с «Плинтусом»?

    – Устало отвечу – да, велик. Эта книга – не личная биография, не воспоминания о жизни. Это художественное произведение на основе историй из моего детства. В реальной жизни бабушка никогда не произносила под дверью пронзительных монологов и не умерла, когда меня от неё забрали. Перед смертью, которая случилась, когда мне было около 25 лет, она со всеми примирилась.

    – Признак хорошей книги – это…?

    (Задумывается). Это когда у читателя не ослабевает желание, открыв книгу, дочитать её до конца.

    – Часто с таким сталкивались?

    – Нет. Очень мало таких книг. Если после первых 20 страниц жгучий интерес не толкает меня читать книгу дальше, не буду себя заставлять и дочитывать не стану. Недочитанных книг в моём списке немало, и возвращаться к ним не собираюсь.

    – А как получается, что берёте в руки книжные новинки?

    – В последнее время почти не интересуюсь художественной литературой. По-настоящему хорошая проза – уровня Булгакова или Бунина – сейчас огромная редкость. Сегодня в основном пишут обезличенным, типографским языком: «Он вошёл, посмотрел на неё долгим взглядом. Она отвела глаза…» Такие тексты сразу откладываю в сторону. Чтобы не испытывать отвращения к примитиву. Когда ты любишь Томаса Вулфа и приходишь в дикий восторг от каждой его строчки, очень трудно проявлять интерес к вещам, написанным телеграфным стилем. Люблю в литературе определённый уровень изыска. Например, у Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» можно встретить выражение «Котёнок брызнул вверх по лестнице». Гениально! Понятно, что котёнок не может «брызнуть» – очень вольное обращение с языком, но благодаря такой вольности вы отчётливо представляете себе это движение. «Мастер и Маргарита» – моё любимое произведение, могу перечитывать его бесконечно. Это – язык, сюжет, полёт. Не менее прекрасные авторы – Бунин, Куприн, Достоевский, Гоголь.

    – Вы сказали, что хороших книг мало. Хороших фильмов – тоже?

    – А почему шедевров должно быть много? У каждого вида искусства есть периоды расцвета, которые неизбежно сменяются затяжным спадом. Скажем, в рок-музыке был расцвет с начала 70-х до середины 80-х. Всё, что там делается с тех пор, – в лучшем случае пережёвывание уже найденного. И не факт, что рок снова расцветёт.

    В литературе был Серебряный век в поэзии. Проза началась чуть раньше – имею в виду французский, затем русский классический роман. Сегодня наблюдается расцвет в технологиях – биотех, нанонех, стартапы… Западная литература уходит в сторону примитивной беллетристики, она больше не занимается исследованием жизни человеческого духа. В ней много остросюжетных произведений, написанных очень просто. У нас же к отечественной литературе более высокие требования – особенно, что касается описания человека в социуме. Но если жизнь такова, что о ней не получается написать ничего глубокого, то откуда глубоким произведениям браться? Как вы это себе представляете – «Повесть о том, как Иван Иваныч мечтал купить себе плазменную панель»?

    – Надо ли, чтобы писателя знали в лицо?

    (После паузы). Всё зависит от местожительства. Курт Воннегут как-то посетовал, что, сколько ни жил в Нью-Йорке, к нему ни разу никто не подошёл и не сказал: «Эй, мужик, да ты же Курт Воннегут!» Понимаете, в Нью-Йорке миллионы людей, калейдоскоп событий, и я просто не знаю, кем надо быть, чтобы тебя там знали в лицо!

    В Москве, конечно, узнаваемость в разы выше. Особенно, если тебя несколько раз показали по телевизору. Сразу начинается – приветствия в публичных местах, фотографирование, автографы… Сказать, что это писателю необходимо, – не могу. Для него важнее, чтобы читали его книги. Никто толком не знает, как выглядит Пелевин. Вроде бы какой-то хмырь в очках. Тем не менее, его читали и читают – если не все, то очень многие.

    – Вы разносторонне одарены. Не трудно ли идти по нескольким дорогам сразу?

    – Дорог всего две: кино и литература. Но одновременно снимать картину и писать невозможно. «Плинтус» написан более 20 лет назад. С 2004 по 2010 годы занимался только кино. Сейчас работаю над романом, но для себя решил: заканчиваю книгу и возвращаюсь в кино – окончательно и бесповоротно. Хочу быть кинорежиссёром. Это дело мне нравится больше всего, и в этом направлении хочу развиваться.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото с сайта ruskino.ru

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Я поэт-реалист!»
    138 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Бьорндален – эталон!»
    318 0
    "Навигатор" № 11 (1433) от 22.03.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Бьорндален – эталон!»
    441 0
    "Навигатор" № 10 (1432) от 15.03.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Где дилетанты – там проблемы!»
    491 0
    "Навигатор" № 9 (1431) от 08.03.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Нот всего семь, а гармония – безбрежна»
    368 0
    "Навигатор" № 8 (1430) от 01.03.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Мечта – написать фэнтези на башкирском»
    395 0
    "Навигатор" № 7 (1429) от 23.02.24

    Популярное