• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 11:42 воскресенье, 17 февраля
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    17.02.2019
    USD: 66.7
    EUR: 75.25
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Павел САНАЕВ: «Шедевры – большая редкость!»

    Павел САНАЕВ: «Шедевры – большая редкость!»

    Павел САНАЕВ: «Шедевры – большая редкость!»

    Не так давно в Новосибирске прошла творческая встреча с известным прозаиком Павлом Санаевым «Разговоры о современной литературе и не только». После неё он ответил на вопросы нашего корреспондента.

    Павел Санаев родился в 1969 году в актёрской семье (мать – Елена Санаева, дед – Всеволод Санаев, отчим – Ролан Быков). В 1992-м окончил сценарный факультет ВГИКа. Снимался в фильмах «Чучело», «Зонтик для новобрачных», «Три светильника». Режиссёр кинокартин «Каунасский блюз», «На игре», «Последний уик-энд» и др. В 1995 году написал повесть «Похороните меня за плинтусом», впоследствии проданную тиражом более миллиона экземпляров и переведённую на пять европейских языков. В 2013-м вышла вторая книга Санаева – роман «Хроники Раздолбая».

    – Обе книги можно считать автобиографичными. Не привлекает идея написать чью-либо биографию для серии «ЖЗЛ»?

    – Никоим образом. Не очень люблю процесс литературной работы и, чтобы заниматься этим, нужна сильная мотивация. Сейчас работаю над романом «Хроники Раздолбая 2». Он для меня важен, дорог мне и поэтому могу себя заставить регулярно садиться за стол. А просто писать ради какой-то книги... Есть много более приятных занятий – то же кино, например. По характеру мне гораздо интереснее работать в коллективе, а литература – монотонный труд одиночки.

    – Ваша новая книга выйдет в новом году?

    – Не знаю, когда она выйдет. Могу только сказать, что ни на что сейчас не отвлекаюсь и эта работа в приоритете. Но история длинная – 17-25 глав. На одну уходит примерно месяц, сейчас пишу третью. Предстоит ещё минимум полтора года работы. Ускорить этот процесс не могу при всём желании.

    – Раздолбай – новый русский архетип?

    – Абсолютно точно! И я ставил целью создать новый архетип в отечественной литературе. Думаю, у меня это получилось.

    – Спектакли по «Плинтусу» смотрите?

    – Видел как минимум половину постановок – в Москве, Петербурге, Челябинске… Знаю, что есть спектакли и в Красноярской драме, и в Новосибирском театральном институте. Но больше не могу это ни смотреть, ни слышать. Автору не стоит быть «привязанным» к одному произведению, возвращаться к пройденному вновь и вновь.

    – А что скажете про фильм Снежкина?

    – Говорил много раз, повторю и сейчас: мне он не понравился. Потому что в нём всё мрачно, одномерно и вообще не про то, о чём написана книга.

    – Есть правда жизни, есть правда искусства. Велик ли зазор между ними в случае с «Плинтусом»?

    – Устало отвечу – да, велик. Эта книга – не личная биография, не воспоминания о жизни. Это художественное произведение на основе историй из моего детства. В реальной жизни бабушка никогда не произносила под дверью пронзительных монологов и не умерла, когда меня от неё забрали. Перед смертью, которая случилась, когда мне было около 25 лет, она со всеми примирилась.

    – Признак хорошей книги – это…?

    (Задумывается). Это когда у читателя не ослабевает желание, открыв книгу, дочитать её до конца.

    – Часто с таким сталкивались?

    – Нет. Очень мало таких книг. Если после первых 20 страниц жгучий интерес не толкает меня читать книгу дальше, не буду себя заставлять и дочитывать не стану. Недочитанных книг в моём списке немало, и возвращаться к ним не собираюсь.

    – А как получается, что берёте в руки книжные новинки?

    – В последнее время почти не интересуюсь художественной литературой. По-настоящему хорошая проза – уровня Булгакова или Бунина – сейчас огромная редкость. Сегодня в основном пишут обезличенным, типографским языком: «Он вошёл, посмотрел на неё долгим взглядом. Она отвела глаза…» Такие тексты сразу откладываю в сторону. Чтобы не испытывать отвращения к примитиву. Когда ты любишь Томаса Вулфа и приходишь в дикий восторг от каждой его строчки, очень трудно проявлять интерес к вещам, написанным телеграфным стилем. Люблю в литературе определённый уровень изыска. Например, у Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» можно встретить выражение «Котёнок брызнул вверх по лестнице». Гениально! Понятно, что котёнок не может «брызнуть» – очень вольное обращение с языком, но благодаря такой вольности вы отчётливо представляете себе это движение. «Мастер и Маргарита» – моё любимое произведение, могу перечитывать его бесконечно. Это – язык, сюжет, полёт. Не менее прекрасные авторы – Бунин, Куприн, Достоевский, Гоголь.

    – Вы сказали, что хороших книг мало. Хороших фильмов – тоже?

    – А почему шедевров должно быть много? У каждого вида искусства есть периоды расцвета, которые неизбежно сменяются затяжным спадом. Скажем, в рок-музыке был расцвет с начала 70-х до середины 80-х. Всё, что там делается с тех пор, – в лучшем случае пережёвывание уже найденного. И не факт, что рок снова расцветёт.

    В литературе был Серебряный век в поэзии. Проза началась чуть раньше – имею в виду французский, затем русский классический роман. Сегодня наблюдается расцвет в технологиях – биотех, нанонех, стартапы… Западная литература уходит в сторону примитивной беллетристики, она больше не занимается исследованием жизни человеческого духа. В ней много остросюжетных произведений, написанных очень просто. У нас же к отечественной литературе более высокие требования – особенно, что касается описания человека в социуме. Но если жизнь такова, что о ней не получается написать ничего глубокого, то откуда глубоким произведениям браться? Как вы это себе представляете – «Повесть о том, как Иван Иваныч мечтал купить себе плазменную панель»?

    – Надо ли, чтобы писателя знали в лицо?

    (После паузы). Всё зависит от местожительства. Курт Воннегут как-то посетовал, что, сколько ни жил в Нью-Йорке, к нему ни разу никто не подошёл и не сказал: «Эй, мужик, да ты же Курт Воннегут!» Понимаете, в Нью-Йорке миллионы людей, калейдоскоп событий, и я просто не знаю, кем надо быть, чтобы тебя там знали в лицо!

    В Москве, конечно, узнаваемость в разы выше. Особенно, если тебя несколько раз показали по телевизору. Сразу начинается – приветствия в публичных местах, фотографирование, автографы… Сказать, что это писателю необходимо, – не могу. Для него важнее, чтобы читали его книги. Никто толком не знает, как выглядит Пелевин. Вроде бы какой-то хмырь в очках. Тем не менее, его читали и читают – если не все, то очень многие.

    – Вы разносторонне одарены. Не трудно ли идти по нескольким дорогам сразу?

    – Дорог всего две: кино и литература. Но одновременно снимать картину и писать невозможно. «Плинтус» написан более 20 лет назад. С 2004 по 2010 годы занимался только кино. Сейчас работаю над романом, но для себя решил: заканчиваю книгу и возвращаюсь в кино – окончательно и бесповоротно. Хочу быть кинорежиссёром. Это дело мне нравится больше всего, и в этом направлении хочу развиваться.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото с сайта ruskino.ru

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Павел Басинский: «Главное – обновляться»
    156 0
    "Навигатор" № 5 (1176) от 08.02.19
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Зарабатываю только талантом!»
    440 0
    "Навигатор" № 23 (1143) от 15.06.18
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Две родины, одна судьба
    316 0
    "Навигатор" № 20 (1140) от 25.05.18
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Захар ПРИЛЕПИН: «Писатель должен знать жизнь»
    488 0
    "Навигатор" № 21 (1141) от 01.06.18
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Театру Афанасьева – 30 лет!
    510 0
    "Навигатор" № 13 (1133) от 06.04.18
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Олег Табаков: «Умейте зарабатывать!»
    655 0
    "Навигатор" № 10 (1130) от 16.03.18

    Популярное