Панически боится микробов
Панически боится микробов
Ребёнку четыре года и три месяца. Он последние пару недель постоянно моет руки. Сначала меня это радовало, потом стало раздражать, начала на него ругаться. Один раз даже шлёпнула по рукам. Спрашиваю: зачем моешь руки постоянно? Он стоит растерянный, потом шёпотом отвечает: «Руки грязные – там микробы!» Вот хоть ты что делай! А на руках уже кожа высохла и шелушиться стала. Как остановить сына, что ему сказать для этого?
Чтобы малыш 4-5 лет начал чего-то бояться, тем более такого экзотического, как микробы, он должен откуда-то о них узнать. Узнать о самом факте существования и о том, что микробы могут быть опасны.
Иногда источником такой информации становится кто-то из близких: фраза о том, что если не мыть руки, то заболеешь от микробов, вполне способна зомбировать ребёнка нежного возраста и способствовать развитию обсессивно-компульсивного расстройства (непроизвольно появляются навязчивые мешающие или пугающие мысли).
Другим источником может стать самостоятельный просмотр мультфильма, например «Микробы» про фиксиков. С этим мне в своей практике приходилось встречаться неоднократно в схожих обстоятельствах. Однако, думаю, дело вовсе не в том, что мультик плох и опасен сам по себе. Скорее причина в том, что ребёнок смотрел его в одиночестве и самостоятельно сделал выводы по фрагментарно выделенной самим же малышом информации.
Здесь главный герой Дим Димыч вместе с Ноликом рассматривают микробов в микроскоп, ужасаются и начинают мыть с антибактериальным мылом абсолютно всё. Когда они доходят до того, что моют мыло с мылом, появляется Симка и объясняет мальчикам, почему их действия неразумны: бывают полезные микробы, антибактериальным мылом достаточно мыть руки раз в несколько часов, совсем не обязательно это делать без перерыва...
Дети зачастую до этого момента либо не досматривают, либо успевают так испугаться, что Симку и её комментарии уже не слышат.
Чтобы избежать ложных умозаключений, необходимо по первому разу смотреть мультфильмы вместе с ребёнком, чтобы отвечать на его вопросы и делать верные акценты. Взрослый, ориентирующийся в теме, способен дать адекватные спокойные разъяснения.
Как быть, если дело сделано и ребёнок уже не выходит из ванной комнаты и не расстаётся с куском мыла даже во сне? Взрослому нужно всё равно посмотреть мультфильм, чтобы понимать, о чём идёт речь, и составить разговор с малышом.
Мама или папа должны признать, что были не правы, ругая ребёнка за мытьё рук (если это уже происходило), и обозначить свою наступившую просвещённость: «Теперь я понимаю, в чём дело».
Нужно провести параллель между ребёнком и героем мультфильма: «Ты, как он. Ты делаешь, как он. И, как он, ты ошибаешься. Помнишь, когда Дим Димыч мыл мыло мылом, а потом пришла Симка? Помнишь, что она сказала? Давай посмотрим этот кусочек мультфильма, послушаем слова Симки о том, что есть полезные микробы».
Таким образом, можно справиться с ситуацией, если она не зашла слишком далеко. Иначе лучше обратиться к специалисту.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии