Ощущение сказки
Ощущение сказки
9 июня в Городском центре изобразительных искусств открылась выставка фотографа из Академгородка Анны Масловой «Сказочные дети».
Анна Маслова – один из самых известных фотографов Новосибирска, основатель авторской фотошколы, председатель Союза детских и семейных фотографов Сибири. За ее плечами немало выставок, однако эта, без сомнения, получилась особенной. На подготовку около сорока работ ушло два с половиной года. Проект был необычайно трудоемким. С Анной работала целая команда: Таисия Захарова cшила для нескольких съемок костюмы, стилист Мария Липатникова работала над образами детей. Свою лепту внесли и родители юных моделей, помогавшие во время съемок, и даже собаки, коровы, лошади и мыши – в проекте принимали участие и животные. Съемки проходили в Новосибирске, в Париже, в немецком Людвигсбурге. Такой кропотливый подход принес свои плоды: фотографии действительно производят абсолютно сказочное и одновременно реалистичное впечатление. Каждая вызывает целый ряд ассоциаций – с прочитанными сказками, увиденными когда-то детскими фильмами.
– Анна, как родился замысел проекта?
– Два года назад у меня была выставка Fairytale, посвященная готике. В чем-то это был похожий проект: тоже костюмы, ощущение сказки. Потом от готики я немного устала, захотелось чего-то более чистого и волшебного. Так родилась идея сделать выставку «Сказочные дети». И если в Fairytale я работала с образами, которые мне предоставляли модели, то для этого проекта костюмы придумывались мной. Идея, образ, а в последних съемках даже подбор ткани – все это делала я сама, кроме непосредственно шитья.
– На что ориентировались при создании костюмов – может быть, на сказки, фильмы, на определенную эпоху?
– По-разному. Например, на одной фотографии фигурирует юбка панье – такой силуэт был распространен в середине XVIII века. Она и стала основой сказочного образа. Стержень другой картинки – корона из стекла, которую я заказала в стекольной мастерской в Академгородке. Люблю исторический костюм, поэтому часть работ – это вариации на его тему, но ни в коем случае не доскональное повторение. Каких-то определенных сказок я здесь тоже не вижу. Мы не снимали, например, «Золушку», но я старалась передать ощущение сказки. На выставке у работ нет названий. Это сделано специально: не хотела подталкивать зрителя к определенным решениям. Каждый волен видеть в этих картинках что-то свое.
– Как работалось с детьми?
– Я в том числе и детский фотограф: знала, на что шла. Предугадать поведение ребенка-модели невозможно. Дитенок может быть послушным, а потом у него, вдруг, портится настроение и он не хочет работать. Но в большинстве случаев мне везло с моделями. А еще дети быстро растут и меняются. Если речь идет о взрослом, через год-два это будет один и тот же человек. А дети преподносят сюрпризы. Договариваешься о съемке – все нормально, а потом вдруг: «Аня, у меня передние зубы выпали!». С несколькими моделями было именно так.
Меня поразила девочка Маша: на одной из фотографий ее можно увидеть в образе трактористки. Ребенку всего три года, но она очень хорошо отработала двухчасовую съемку. Там случилась забавная история: мы приехали на место, костюм у девочки чистый, только от портнихи. Я сказала: «Надо пачкать». Не бывает ведь у рабочих абсолютно чистых костюмов. Неподалеку сидели мужики-трактористы. Попросила у них немного мазута для придания костюму правдоподобности. Они возмутились: как же так, пачкать красивый костюм! Но в итоге помогли, еще и проконсультировали. Так что Маша намазана с умом: на животе пятна, на коленках – там, где они обычно и бывают. Похожая история случилась с «Золушкой». На съемку в ресторане пришел абсолютно чистый ребенок, и мы мазали костюм девочки золой из камина.
– А как проходила работа с животными?
– С животными сложнее, конечно. Но иногда они помогали. Есть кадр, где собака хватает руку девочки, фигурирует мой собственный пес. Он был тогда еще щенком, и я его взяла просто погулять с собой на съемку. И хорошо сделала, что взяла. Модель – маленькая двухлетняя девочка, испугалась камеры и наотрез отказалась выходить из машины. Но увидела пса, сказала: «Ой, собачка» и стала работать. Сам момент, который мы видим на снимке – срежиссирован. Я планировала и ждала его.
– Какая из работ была самой сложной с технической точки зрения?
– Могу сказать, что достаточно сложно было работать с заглавной фотографией, на которой изображены собаки породы хаски и девочка в красном плаще. Съемки проходили в Ботаническом саду Академгородка. Сначала я никак не могла понять, как совместить собак и образ так, чтобы они не перебивали друг друга, а были единым целым. Сначала мы загнали всех моделей в глубокий снег. Для того, чтобы собаки не ушли из кадра, насыпали им печенье. Ничего не вышло: хаски уткнули морды в снег, как страусы. Торчат хвосты и спины, а голов не видно. Затем мы сменили тактику, и вышли на аллею. Хозяева отводили собак подальше, на счет «раз-два-три» отпускали их и прятались в кусты, чтобы не попасть в кадр. Когда стая равнялась с девочкой, по моей команде модель махала плащом. Всего сделали пять дублей.
– Любимая «сказочная» работа у вас есть?
– Долго вынашивала образ и придумывала платье с кружевным воротником. Только на воротник ушло шесть метров кружев. Я очень волновалась именно за эту съемку, не знала, как ее проведу. Мне, безусловно, повезло с моделью – Милена идеально совпала с образом. Мы приехали на место съемки на час позднее запланированного. Свет уже «ушел», еловый лес, который сам по себе очень темный, сумерки. Вдруг смотрим – пробивается необыкновенно красивый луч света. И именно в этом луче я сделала снимок, вошедший в экспозицию. А вообще все мои работы – любимые, каждая по-своему.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Выставка работ Анны Масловой «Сказочные дети» открыта до 3 июля в Городском центре изобразительных искусств (улица Свердлова, 13).
Комментарии