Ныть не обязательно
Ныть не обязательно
Ни я, ни муж не можем отказать сыну, когда он начинает ныть. Вначале мы говорим ему «нет», а потом, когда его нытье длится уже какое-то время, нам приходится уступать, иначе это будет продолжаться часами. Я уже перебрала все, что приходило мне в голову: и отвлекала, и уговаривала, и обманывала – не помогает. И память у него отличная – скажешь, что сделаешь через неделю, через неделю напоминает, а ведь ему только 4 года...
Первое, что необходимо сделать в подобной ситуации, это выработать с мужем единую тактику поведения. Нужно обсудить, что для каждого из вас приемлемо, а что нет. Затем различные взгляды необходимо привести к единому знаменателю.
Например, вы оба считаете, что ребенок должен проводить за компьютером ограниченное время. Но мама полагает, что ребенку такого возраста достаточно двадцати минут, а папа не видит проблемы в том, что малыш проводит перед монитором пару часов. Такое разногласие на практике ведет к тому, что, когда у ребенка заканчивается отведенное мамой время, он либо идет к папе за разрешением, либо начинает ныть, чтобы слышал папа, который в конце концов не выдержит и выразительно посмотрит на маму, побуждая ее дать разрешение. Очевидно, что если этот вопрос заранее согласован между родителями, то и всякие манипуляции исключены.
Поэтому на основе общей воспитательной картины формируется свод правил, который предлагается ребенку. Можно продумать систему аргументов, которые помогут ему принять новые правила, а также найти, чем занять высвободившиеся полтора часа свободного времени. Первое время ребенку может быть трудно, поэтому будет замечательно, если найдется какое-то совместное занятие: настольные игры, помощь маме на кухне или папе в починке полку в шкафу. Если просто ввести ограничения, не поставив перед ним конкретной новой задачи, он может с удвоенной силой переключиться на любимое нытье.
Важно обсудить новые правила заранее, до того, как возник регулируемый ими случай. Предположим, что ребенок не владеет этой информацией: его время закончилось, он привычно начинает ныть, обращаясь к папе, а мама ему злорадно говорит: «Теперь новое правило – за компьютером ты проводишь не более получаса». Слово «злорадно» здесь возникло неслучайно. Поскольку от нытья и необходимости поступаться своими желаниями все взрослые объективно устали, то сложившаяся ситуация неосознанно может восприниматься как своего рода реванш. В этом случае ребенок реагирует не на правило и не на содержательную часть высказывания взрослого, а на эмоциональную, и реагирует не менее эмоционально.
За один прием с таким пока еще маленьким ребенком лучше обсуждать одно правило. Тогда малышу его легче усвоить. Обсуждение проводить лучше в момент, когда все спокойны, довольны и расслаблены. Можно подумать о вспомогательных вещах, которые помогут ребенку соблюдать это правило. Возвращаясь к тому же компьютерному времени, можно использовать таймер, который малыш будет заводить сам.
Хорошо, если вы будете относиться к происходящему как к возможности пройти обучение всей семьей. Раз сложилась неприятная модель отношений, нужно приложить усилия для того, чтобы создать новую. Если то, что хочет получить малыш, приемлемо и для мамы, и для папы, то ребенок должен привыкнуть к просьбам без нытья. Если требование не вписывается в вашу воспитательную систему, то ему напоминают о правилах и предлагают альтернативу. Главное, чтобы родители были солидарны и уверены в себе.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии