• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 05:26 понедельник, 25 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    25.11.2024
    USD: 102.58
    EUR: 107.43
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Нина Шалимова. "Любой спектакль лучше Киркорова!"

    Нина Шалимова.

    Нина Шалимова. "Любой спектакль лучше Киркорова!"

    В качестве члена жюри театральной премии «Парадиз» в Новосибирск приехала доктор искусствоведения, профессор РАТИ Нина Алексеевна Шалимова. С известным театроведом встретился наш корреспондент.

    – Ни для кого не секрет, что театры сейчас критику не жалуют. Возможно ли поменять такое отношение к человеку пишущему?

    – Всё в наших руках. Пушкин определял критику как науку открывать красоту и недостатки в произведениях. Именно – сказать сначала о красотах спектакля, а потом уже отметить его несовершенства. Необходимое качество для критика – положительный настрой: лучше пропустить спектакль, чем пойти в театр в плохом настроении. А уж когда пишете, надо исходить из того, что никто не хотел плохого, и заслуживает разгрома только откровенная халтура! Если у актера роль не пошла – это и так для него публичный позор. А критику, сидящему в зрительном зале, необходимо иметь терпение – и в спектакле обязательно мелькнет что-нибудь положительное!

    – Но какой смысл церемониться с плохими спектаклями?

    – Между прочим, если театр хороший, то и по плохому спектаклю можно понять, что он хороший! И наоборот, если театр плохой, то даже хороший спектакль скажет вам, что на самом деле театр-то плохой!

    Я неоднократно писала: не спешите закрывать плохие театры! Ну, покончили бы в свое время с Московским Художественным – и не было бы у нас ни феномена Ефремова, ни Табакова! Надо понимать путь театра, органику его развития. Горе тому, кто способствует распаду. У критика должна быть ответственность за театр. Не надо просто тыкать пальцем – вот она, проблема, – в театре все сами прекрасно об этом знают. А то читаешь порой иного критика и хочется спросить: ну, понятно, что не понравился тебе спектакль – а что на сцене происходило-то? Нельзя быть беспомощным в воспроизведении художественной ткани спектакля. Важно уловить: что театр извлекает из драматурга, что понимает в нем.

    Вполне достаточная причина для появления спектакля – желание администрации театра дать актеру хорошую роль.  Основное правило: если театр ставит перед собой высокие задачи, то актер должен быть сомасштабен главной роли. А смысл спектакля – в самом спектакле, как смысл жизни в самой жизни.

    – Стало быть, смысл критики – быть точной?

    – У нас сейчас в вузах всюду учат не на театроведов, а на культурологов – как за границей! А ни в Европе, ни в Америке театральной критики нет, там популярна арт-критика. Считаю, каждому пишущему о театре надо сохранять трезвость понимания классики и вообще быть осторожным с терминологией. Это же какой-то общероссийский штамп: откройте любую рецензию на спектакль Чусовой или Серебренникова – и вы обязательно наткнетесь на слово «деконструкция»!

    Основа основ – выбирать выражения. Но вот в одной статье появляется такая фраза о Дорониной, худруке МХАТа имени Горького: «Московские власти боятся истерики стареющей примадонны». Перед нами не просто хамство – это грубость. Но и это еще не все претензии к автору. Критику нужно быть точным! Ты пишешь о гениальной актрисе, но почему – «стареющей»: она давно старуха! Ясно, что перед нами развертывается полотно борьбы за недвижимость в центре Москвы. Но это вообще не дело театрального критика!

    – А еще сами театры борются за звание «самого звездного»! Вокруг Табакова, Захарова – сплошные знаменитости…

    – Олег Палыч Табаков – актер с великолепной техникой. Я не жду от него пронзительности в игре, но это блистательное лицедейство. Весь его знаменитый курс – тоже ремесленники, но в отличие от Табакова мало кто из них меняется, переходя из роли в роль. Возьмем того же Хабенского – для фрачника он суетлив, для неврастеника бессодержателен. МХТ эпохи Табакова для меня связан с закулисной репликой, которую я услышала после «Вишневого сада» с Ренатой Литвиновой в главной роли: «Охрана, заберите меха Раневской!»

    А посмотрите на Певцова в роли Треплева в ленкомовской «Чайке» – и вы мне предлагаете поверить, что этот человек написал пьесу о мировой душе?

    А вот в Малом театре – неброское, не концертное, неозвездённое исполнение актерами своих ролей. Там я единственный раз видела, чтобы актриса, играющая Тугину в «Последней жертве», в ответ на предложение пойти на содержание – покраснела! Чистый человек – это то, что не играбельно, это должно быть в наличии у актрисы.

    – Действительно, критику видно, что порой на сцене вместо игры – сплошные актерские приспособления, но тем не менее, как пишут газеты, «театр выдает вполне качественный продукт»!

    – Печальная мода – называть спектакль продуктом. Это неграмотно! Продукт – то, что есть в реальности. Спектакль не подходит ни под одно маркетинговое определение, это и не услуга, и не продукт. Услуга подразумевает изменения в субъекте, которые можно увидеть или ощутить. Продукт – это картина, ее купили, и она висит. А в театре декорации разобрали, актеры ушли по домам – и спектакля нет. А что тогда  объект купли-продажи? Образ спектакля! И критика как литература должна записать его с максимальной точностью. Способность формулировать – наша профессиональная обязанность. И тут очень важно уметь превратить свои впечатления собственно в текст. И самый важный момент: пусть рецензия полежит до утра! Уже написанную статью я читаю несколько раз – глазами очевидца, коллеги-критика и читателя в электричке. И только потом сдаю в редакцию.

    – Но, согласитесь, в целом серьезная, вдумчивая критика сдает позиции!

    – Согласна, сейчас критика теряет в аналитичности, становясь просто высказыванием своего мнения по поводу увиденного. Причем чем увереннее критик говорит, тем ценнее его высказывания! Отсюда бойкость как подмена темперамента.

    Дело в том, что сейчас в критике произошел разрыв поколений. У молодежи, посылающей всех в отстой, формируется свое отношение к театру – без сантиментов, без ожидания чуда. Они – люди театрального рынка, где все определяет уже не пиар, а джиар, отношения с властями. Центральная проблема молодой критики – неспособность различить успех творческий от успеха коммерческого, другими словами, что есть собственно искусство, а что – умелое продвижение на театральном рынке. Сегодня ложь ярка и переливчата. И очаровывает зрителя, выбирающего, на какой спектакль ему идти «организованной толпою». Но если судить только по тиражам, получается, что писательница Донцова гораздо лучше, успешнее Достоевского!

    К сожалению, диктатура капитализма не менее страшна, чем государственная диктатура. И напрасно наша молодежь думает, что при Советах все врали, а сейчас в СМИ говорят всю правду!

    – Помнится, один популярный киногерой задавался вопросом: «А в чем правда, брат?» Поэтому-то и ставят постоянно Островского – мол, у него все написано?

    – Мне не кажется чудовищным обилие классики на российской сцене. Отношения с нашим прошлым – это стремление найти опору в малом времени истории. Русская культура логоцентрична, и поиск этой опоры и приводит театр к Шекспиру и Чехову. Любой драматург проверяет актера на мудрость, на наличие гражданского темперамента. Чехов – тест общества на интеллигентность.

    И вот мы пришли к осознанию центральной проблемы современности – отношения массовой культуры и театрального искусства. Мое мнение таково: любой спектакль лучше Киркорова!

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    375 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    439 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    341 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    345 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1279 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    452 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное