Ничего не интересно
Ничего не интересно
Как быть, если ребенок плохо учится и ничего не хочет делать без родительского контроля? Почему дети не проявляют инициативу? Что поможет отвлечь сына от телевизора? Советы дает психолог Анна Бердникова.
Меня очень беспокоит отношение сына к школьным занятиям. Он неплохо учится, потому что я постоянно его «пасу», напоминаю, проверяю. У него даже нет любимого школьного предмета. Чтобы он что-то сделал по собственной инициативе – это из области фантастики. Мне часто кажется, что его вообще ничто не интересует. Мама сказала: надо почитать – почитаю, надо сделать коллаж – сделаю… По своему желанию он может бесконечно смотреть только какие-то совершенно бессмысленные мультики. Хотя я всё детство водила его по кружкам, много занималась с ним дома. Это пугает: не за горами пятый класс, старшая школа, там у педагогов совсем другое отношение к происходящему, там его никто «пасти» не будет, да и у меня может это не получиться.
Вы совершенно правы, познавательный интерес проявляется в раннем детстве, а затем при помощи и содействии родителей либо прогрессирует, либо не прогрессирует и затухает. Давайте рассмотрим факторы, которые работают на развитие интереса.
1. Личный пример родителей. Когда ребёнок видит, что им интересна их работа. Они возвращаются домой, продолжают обсуждать какие-то важные вещи, читают тематическую литературу, смотрят видео. Живой интерес может реализовываться в хобби: от горных лыж до филателии или разведения хомячков.
2. Создание условий для зарождения познавательного интереса ребёнка. Например, дети, которые много времени до года проводили в манеже, имеют изначально сниженный познавательный интерес. Они находятся в развивающе обеднённой среде и быстро усваивают, что в познавательной активности нет смысла: всё вокруг изучено до мелочей – каждая игрушка, каждая ниточка в сетке манежа.
3. Поддержка интересов ребёнка. Когда взрослые стараются понять и вникнуть в вопросы, волнующие чадо. Помогают создать условия для реализации познавательного интереса. Например, сын заинтересовался оружием, из всего, что ему попадается под руку, норовит сделать пистолет или автомат. Можно в этой ситуации пойти несколькими путями. Например, запретить милитаризованные игры, потому что от них много шума и они выглядят агрессивными. Или присмотреться к тому, что именно делает ребёнок, как он играет, что в игре считается ключевым компонентом. Для этого нужно наблюдать за его действиями и проявлять к ним интерес, задавать вопросы: что за пистолет у тебя в руках? А, это не пистолет, а что? Обрез? Чем пистолет отличается от обреза? А ты знаешь, кто был вооружён пистолетами? В какой стране впервые появились пистолеты? Знаешь, как они выглядели? (Здесь самое время побежать за компьютер или к энциклопедии оружия). Так мимоходом вы ещё и заронили зерно увлечения историей оружейного дела, военной историей или даже историей в целом.
В вашем случае где-то, видимо, произошёл сбой. Однако только находясь внутри ситуации, можно определить и понять, где именно.
Есть ещё один важный момент: иногда развивающего взрослого рядом так много, что сын или дочь не успевают сформулировать собственное желание. Ребёнок и подумать не успеет, а взрослый уже всё воплотил и организовал. Тогда может быть просто не сформирован навык выражения собственного интереса.
Для проверки я бы предложила вам небольшой эксперимент, например, ближайшие выходные предоставьте полностью ребёнку: не организовывайте его досуг, не предлагайте никаких развивающих или увеселительных мероприятий. Только откликайтесь на инициативы сына. Вполне возможно, что ему хватит этих дней, чтобы прийти в себя, прислушаться к себе и выступить с предложениями.
А учебный интерес – это следующий шаг. Чтобы появился любимый предмет, нужно понимать, что тебе нравится.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии