Не можешь платить? Поможем!
Не можешь платить? Поможем!
С 1 июля начнется новый виток роста квартплаты. Чтобы хоть как-то смягчить удар по кошелькам граждан, новосибирские депутаты предложили пересмотреть региональный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг, снизив при этом требования к уровню доходов населения. О перспективах введения корреспонденту «Навигатора» рассказали Дмитрий КОЗЛОВСКИЙ (Заксобрание) и Андрей АНДРЕЙЧЕНКО (горсовет).
– Коммунальные платежи становятся неподъемными не только для пенсионеров и многодетных семьей, но и для врачей, учителей. А ведь в советское время услуги ЖКУ обходились буквально в копейки...
Д. Козловский: Тогда существовала система так называемого перекрестного субсидирования, при которой граждане платили около 30%, в то время как бремя остальных расходов несли юридические лица. Недавно это упразднили в соответствии с законом №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В результате тарифы растут не только вследствие инфляции, но и в связи с тем, что теперь жители обязаны оплачивать коммунальные услуги в полном объеме. Серьезно снижены и защитительные меры: если до 2010 года региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи находился в диапазоне от 8% до 14%, то сейчас – от 16% до 22%. Тем не менее, одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации остается предоставление гражданам с низкими доходами субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
А. Андрейченко: В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Новосибирской области на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов ежегодный средний рост реальных располагаемых денежных доходов населения составит 104,5% (при ежегодном среднем росте индекса потребительских цен 105,8%). При этом средний годовой рост тарифов на коммунальные услуги для населения запланирован на уровне 111,3%. Прогнозируемый на два с половиной года рост тарифов превышает рост доходов, что приводит, вы правы, к увеличению нагрузки на население по оплате коммунальных услуг. Сложившиеся перекосы и должен регулировать специальный региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Этот документ мы и собираемся привести в соответствие с сегодняшними реалиями.
Д. Козловский: На мой взгляд, чтобы люди не попадали в категорию нуждающихся в мерах социальной поддержки, в том числе и при оплате услуг ЖКХ, необходимо в первую очередь, повышать уровень доходов населения и снижать уровень бедности. И, во-вторых, контролировать темп роста тарифов на коммунальные услуги, исключая экономически необоснованные затраты.
Задача могла бы быть для народных избранников посильной, если бы нашла понимание у исполнительной власти. Но регулирование тарифов теперь – прерогатива правительства. И если все же удастся изменить стандарт по оплате за ЖКУ, это будет большая победа: субсидия станет доступной для большего количества нуждающихся.
А. Андрейченко: По действующей методике на субсидию в большинстве случаев могут претендовать лишь граждане с уровнем дохода на одного члена семьи до двух прожиточных минимумов. Вместе с тем предлагаемая система предоставления субсидий призвана сделать доступным получение жилищно-коммунальных услуг для всех малоимущих семей области, защитить граждан, попавших под статус малоимущих, от роста задолженности перед коммунальщиками и, в конечном итоге, от потери своего жилья.
Для достижения этих целей Совет депутатов Новосибирска и комитет по социальной политике, в частности, считают целесообразным установление дифференцированного подхода к определению регионального стандарта: 8% при уровне доходов на одного члена семьи до полутора прожиточных минимумов; 10% – если доход на члена семьи от 1,5 до 1,75 прожиточного минимума; 12% – при уровне доходов на члена семьи от 1,75 до 2 прожиточных минимумов; 14% – свыше двух. Такой подход позволит оказать более существенную материальную поддержку наименее обеспеченным гражданам, которые в ней нуждаются.
– Сколько будет стоить бюджету области введение дифференцированной шкалы?
Д. Козловский: По предварительной оценке, к уже выделенным из областного бюджета на 2012 год 906 миллионам рублей потребуется дополнительных 390 миллионов рублей. В общем-то небольшие деньги, а могут решить большой вопрос!
– Андрей Викторович, честно скажите, есть ли будущее у вашего проекта?
А. Андрейченко: Учитывая важность вопроса повышения уровня социальной защиты граждан, прежде всего в части оплаты жилья и коммунальных услуг, горсовет уже подготовил проект внесения изменений в постановление губернатора Новосибирской области от 29.12.2011 №340 «Об установлении региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Новосибирской области на 2012 год». Мы намерены продвигать предложенный вариант изменений, хотя и предвидим сопротивление правительства региона.
– Дмитрий Анатольевич, насколько оптимистично настроен ваш комитет по ЖКХ и тарифам? Не боитесь, что проект останется только на бумаге?
Д. Козловский: Основное препятствие – мнение государственно-правового департамента (в настоящее время министерства юстиции НСО) и департамента по тарифам Новосибирской области. Чиновники считают нецелесообразным установление дифференцированной шкалы регионального стандарта, поставленной в зависимость от уровня среднедушевого дохода семьи. А без положительного заключения правительства законопроект не станет легитимным.
Но мы сложа руки не сидим, боремся. Создана рабочая группа по подготовке изменений в законодательство, в которую вошли депутаты других комитетов Заксобрания, представители исполнительной власти, министерства социальной защиты и департамента по тарифам правительства Новосибирской области. Добиваемся, чтобы порядок формирования тарифов на услуги ЖКХ не оставался закрытым. Ждем реакции населения на предстоящее повышение тарифов и надеемся, что здравый смысл восторжествует.
Петр ИВАНОВ
Комментарии