Чтобы в домах было тепло
Чтобы в домах было тепло
Отопительный сезон в Новосибирске стартовал с 15 сентября. Подачу тепла в жилые дома в соответствии с постановлением мэра начали с 19 сентября. Однако это процесс не одномоментный. Пройдёт ещё несколько дней, пока батареи во всём жилищном фонде станут тёплыми. А для настройки системы отопления может потребоваться до двух недель.
Об особенностях подготовки к зиме и специфике разворота системы теплоснабжения рассказал Валерий Викторович Кисс, руководитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Жилищно-коммунальное управление Новосибирского научного центра» (ФГБУ «ЖКУ ННЦ»).
– Ваша управляющая организация обслуживает почти 400 многоквартирных домов в правобережье Советского района и прилегающих к Академгородку комплексах жилой застройки. Успели подготовить свой фонд к зиме?
– Да, по всем домам получены паспорта готовности. Некоторые собственники жилья думают, что за этим стоит только подписание некоего документа. На самом деле проводится большой объём работы, начиная с первого дня после окончания предыдущего отопительного сезона. Уже в феврале-марте мы согласовываем график проведения промывки и гидравлических испытаний систем отопления с поставщиком тепла – ФГУП «УЭВ». Его представитель обязательно присутствует при проведении работ: от того, насколько подготовлена система отопления в каждом доме, в конечном счёте зависит работоспособность системы теплоснабжения Академгородка в целом. Поскольку в нашем районе преимущественно дома старой застройки, регулировка параметров отопления в большинстве из них производится за счёт изменения температуры и давления во внешних сетях. Если система плохо подготовлена, не промыта, то придётся на котельной сжечь больше газа, чтобы обеспечить отопление. В случаях, когда гидравлические испытания выявляют дефекты оборудования (течи в трубопроводах и запорной арматуре), такие элементы подлежат замене: любая негерметичность – это потенциально аварийная ситуация, при которой останутся без тепла один или несколько домов.
– Много выявляется дефектов?
– Каждый год по-разному. В этом сезоне пришлось поменять 1264 задвижки (крана), заменили 358 погонных метров трубопроводов, восстановили 516 погонных метров теплоизоляции, смонтировали 5 узлов герметизации вводов инженерных сетей в подвал. При выявлении дефектов представитель ФГУП «УЭВ» акт проверки не подписывает, пока не будут проведены ремонтные работы и при необходимости повторные испытания. Кроме того, дополнительно приходится сдавать пробу воды на бактериологический анализ: как известно, система теплоснабжения в Академгородке открытая, воду для горячего водоснабжения берут из той же трубы, что и на отопление, поэтому после каждого ремонта, нарушающего герметичность системы, необходимо убедиться, что вода соответствует нормативам питьевой. Важно по максимуму сделать всё для надёжности теплоснабжения. Поэтому формальное отношение исключено.
– Гидравлические испытания – только часть работы. Что ещё нужно сделать, чтобы спокойно уйти в зиму?
– Кроме промывки и опрессовки, замены арматуры, проводится обслуживание контрольно-измерительных приборов. Ежегодно в соответствии с законом требуется поверка манометров – приборов для измерения давления. На каждом теплоузле их 5-6, а всего на жилищном фонде учреждения – несколько тысяч. В этом году приобрели 600 новых манометров, а 3039 штук были сняты, поверены и установлены обратно. Кроме того, проведена поверка общедомовых приборов учёта там, где подошёл срок, а именно на 197 МКД, выполнена замена вышедших из строя элементов, смонтировано 3 новых узла учёта.
Тепло в доме зависит не только от исправности инженерного оборудования, но и от качественного внешнего контура: целостности кровли, стен, окон. Там, где необходимо, приводим в порядок конструктивные элементы. В этом году восстановили 3788 погонных метров межпанельных швов, заменили 63 окна и 101 дверь, отремонтировали 57 балконных плит и козырьков.
Во многих МКД собственники принимают решение об установке автоматических воздухоотводчиков и балансировочных клапанов. Эти устройства позволяют ускорить запуск отопления и улучшить циркуляцию, обеспечить равномерную подачу теплоносителя по всем стоякам в многоподъездных домах. В тех домах, где воздухоотводчиков нет, приходится ждать, пока придёт сантехник и спустит воздух вручную.
– Для настройки отопления какие работы проводятся и сколько времени на это потребуется?
– Запуск системы теплоснабжения – это не сиюминутный процесс с нажатием одной кнопки. Вначале сантехники открывают краны в теплоузлах всех домов поочерёдно, потом проверяют параметры в теплоузлах и обходят чердаки, начинают вручную последовательно развоздушивать все стояки. Это большой объём работы, а численность сантехников в управляющей организации предусмотрена исходя из утверждённых собственниками тарифов на содержание общего имущества МКД. Пройдёт 3-5 дней, прежде чем сантехники начинают выполнять заявки собственников квартир по развоздушиванию. Как показывает практика, после подачи ресурсоснабжающей организацией ФГУП «УЭВ» теплоносителя с заданными параметрами в систему отопления многоквартирных домов теплоснабжение нормализуется. Жителям необходимо отнестись к особенностям этого периода с пониманием.
– Во многих домах, которые обслуживает ФГБУ «ЖКУ ННЦ», есть проблемы с горячей водой: она бежит чуть тёплая. С этим можно что-то сделать?
– Что касается горячей воды, с 1 августа 2020 года наша управляющая организация не является исполнителем коммунальной услуги и не отвечает за горячее водоснабжение. Это делает ФГУП «УЭВ», собственники напрямую платят предприятию за услугу ГВС. Если нарушены параметры (низкая температура, низкое давление), то нужно обращаться в ФГУП «УЭВ». ФГБУ «ЖКУ ННЦ» может лишь принять заявку и перенаправить её поставщику. Только представитель ФГУП «УЭВ» имеет право провести замеры и составить акт о некачественной услуге, а в последующем сделать перерасчёт. Управляющая организация отвечает лишь за техническую исправность внутридомовых сетей и никак не может повлиять на температуру подаваемого энергетиками теплоносителя. Соглашусь, что собственнику неудобно разбираться с каждым поставщиком услуг по отдельности. Но такая практика утверждена законодательно – постановлением правительства №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
– Как оставить индивидуальную заявку сантехнику или другому специалисту?
– Есть два варианта: позвонить в единую диспетчерскую службу по телефону 383-58-58 или же обратиться через мобильное приложение ФГБУ «ЖКУ ННЦ» (скачать его можно из магазина приложений Google Play, либо воспользовавшись QR-кодом на нашем сайте https://gkhnsc.ru. Для смартфонов iPhone необходимо скачать стандартное приложение ЖКХ. Диалог из App Store, его функционал ничем не отличается, брендирование приложения будет выполнено позже. Через приложение можно подавать заявки как по обслуживанию общедомового имущества, так и на оказание платных работ и услуг, отслеживать их выполнение. Мы не стоим на месте, в этом году внедрили автоматизированную систему управления «Жилищный стандарт» и активно её развиваем. Подробнее о работе этой системы расскажем в отдельной публикации.
Подготовила Татьяна ОСИПОВА
Комментарии