Не хочет учиться
Не хочет учиться
Моему 13-летнему сыну ничто не интересно. О своём образовании он совершенно не думает. Хотя педагоги отмечают его эрудицию и широкий кругозор, способность поддержать почти любую тему разговора. Мог бы учиться гораздо лучше, не так, как сейчас, но лень будто раньше него родилась. Как стимулировать и мотивировать сына совершенно не понятно.
Несмотря на то, что подросток изо всех сил делает вид, что уже взрослый и совершенно точно знает, как ему жить, по большей части он остаётся ребёнком, за которого до совершеннолетия отвечают отец и мать. Поэтому до окончательного взросления и принятия всей ответственности на себя подросток\ребёнок и его родители представляют собой своего рода сообщающиеся сосуды.
На отношения внутри системы влияет абсолютно всё, включая и наше мнение по поводу того, что думает по какому-либо вопросу ребёнок, тем более по такому важному, как образование. Наши размышления транслируются через интонации, подбор слов, жесты и воспринимаются всеми участниками общения, которые, в свою очередь, начинают менять своё поведение в зависимости от того, что чувствуют.
Кажется, что сын не думает о своём образовании. Как это влияет на ваше отношение к нему? Каким вам представляется подросток, совсем не думающий о своём образовании?
Здесь возможны варианты. Например, он не думает об образовании (обязательном высшем) как о неотъемлемой части своей жизни или думает об образовании иначе, чем вы, либо разделяет для себя школьное обучение и образование как таковое. Может ли быть так, что какой-то из этих вариантов объяснения ближе всего к фактическому положению дел?
Вы говорите, что у сына широкий кругозор, он эрудирован. Значит у подростка есть определённый набор интересов: вы не можете продолжительное время говорить с ним ни о чём, широкий кругозор тоже формируется не на пустом месте. Интересно это – спрошу, интересно то – почитаю, загуглю... Результатом становится эрудиция в конкретной области. А широкий кругозор предполагает обширное поле интересов.
Важно актуализировать для себя направление интересов сына. Давайте пока их рассматривать безотносительно школьного обучения. Какие темы мальчик поддерживает с наибольшим энтузиазмом? Какие книги читает? Какие фильмы смотрит? На какие темы задаёт вопросы вам и другим взрослым в семье?
Глядя на занятия собственных детей, мы часто их обесцениваем: сидит за компьютером, смотрит какое-то видео – дурью мается или рисует в своих блокнотиках какую-то ерунду. Хотя совсем не исключено, что подросток таким образом либо сбрасывает напряжение (без вреда для других), либо нарабатывает необходимые для себя профессиональные навыки.
Вы говорите о лени как самой вероятной причине сложившегося положения дел. Похож ли сын в этом на кого-то из близких, на вас саму? Если да, то как этот взрослый ленивый человек справляется с данной чертой? Возможно и вашему сыну стоит перенять эту модель поведения как способ саморегуляции.
Лень – достаточно сложное многоплановое явление, которое может быть показателем очень разных по этиологии вещей. Например, частью пассивно-протестного поведения, когда подросток не хочет (не может) протестовать активно, соглашается с инструкциями старшего, но к делу не приступает. В этом случае имеет смысл разбираться в сути конфликта между взрослым и ребёнком, того, что привело к противостоянию. Или, например, то, что мы называем ленью, может быть симптомом подростковой гипертензии или анемии. Поэтому если «ленивый» подросток регулярно жалуется на головную боль, это весомая причина показать его врачу. Даже если никаких заболеваний и отклонений не обнаружится, так будет получено знание о том, что происходящее с ребёнком и в отношениях не вызвано проблемами со здоровьем.
А. Бердникова,
психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии