Не чтение, а мучение
Не чтение, а мучение
Моя дочь семи лет в прошлом году пошла в первый класс, тогда она читала лёгкие слова, типа «мама», «Саша», «суп», «кот». Сейчас в школе они закончили осваивать азбуку, но ребёнок читает плохо, по слогам, постоянно путает звуки «с» и «з», «д» и «т», «ж» и «ш». Интереса к чтению нет совсем, даже название конфеты, которую съела, иногда не хочет прочитать. Как она дальше будет учиться?
Я бы предложила выделить две составляющие в сообщении: во-первых, отсутствие интереса к чтению, а во-вторых, путаницу в звуках.
По поводу первого существует довольно большой набор приёмов, помогающих активизировать интерес к чтению. Если ребёнок с энтузиазмом читает вывески или названия улиц и газет – хороший знак, значит он видит в этом практический смысл. Например, читать полезно для того, чтобы сориентироваться на улице или найти необходимый магазин.
Объёмные тексты ребёнку осилить сложно. Когда техника чтения невысока, ему трудно удерживать в памяти начало и конец предложения, слишком много сил уходит на собственно конструирование слова из слогов. Поэтому в первую очередь важно постараться в максимально короткие сроки поднять скорость чтения до приемлемого уровня (60-70 слов в минуту), тогда смысл читаемого перестанет ускользать от него. Делать это лучше в игровой форме. Например, читайте наперегонки газетные заголовки, названия улиц, рекламные плакаты, устраивайте соревнования: кто больше обнаружит и прочитает магазинных вывесок на протяжении одного квартала или по дороге домой.
Помогут игры, требующие выполнения различных операций с буквами, например, «Эрудит», «Поле чудес», «Балда». Прекрасно подходит «Виселица» – игра, где взрослый и ребёнок по очереди загадывают слова следующим образом: один пишет на бумаге первую и последнюю букву слова и отмечает места для остальных. Задача партнёра по буквам отгадать слово. За каждую неправильно названную (которой нет в слове), загадавший рисует элемент виселицы. Слово не разгадано – выиграл ведущий, все буквы раскрыты – победил угадывающий. Если смущает название, можно рисовать, например, домик из определённого числа элементов.
Не менее важно помочь ребёнку найти смысл в совершаемых им действиях. Читать – для чего это нужно? Скучные нравоучения о том, как это хорошо и замечательно уметь читать, скорее отвратят его, чем привлекут. Здесь также помогут игры. Например, настольные, предполагающие сложные правила, где нужно часто сверяться с текстом или открывать карточки, на которых написаны инструкции. Существует замечательная компьютерная игра «Баба-Яга учится читать». Выполняя различные задания для спасения кота от чар ведьмы, ребёнок между делом учится читать и проникается важностью этого процесса. Хорошо помогают домашние инсценировки прочитанного, когда игрушки становятся актёрами, а ребёнок – режиссером-постановщиком, регулярно сверяющимся с текстом сценария.
Но сначала, возвращаясь к письму, важнее разобраться со вторым пунктом. Возможно, у девочки есть логопедические сложности, которые мешают ей овладеть чтением в требуемой для интереса и увлечённости мере. Например, не сформирован образ буквы, тогда она не сможет узнавать букву не только в тексте, но и изолированно. Эта вероятность не очень высока, но она есть. Или после отита или ОРВИ развилась лёгкая тугоухость, из-за которой девочка не слышит разницы: глухой – звонкий звук. Ведь именно по этому признаку она путает буквы. Возможны и собственно логопедические нарушения, например, дислексия как результат фонетико-фонематического недоразвития.
Определить, что именно происходит с ребёнком, поможет хороший логопед-дефектолог.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии