Найдите причину учиться
Найдите причину учиться
Моему сыну не нравится учиться. Ко второму классу он как будто не пришёл к пониманию того, что обучение – это его задача, а не родительская. Уроки дома превращаются в битву, приходится делать не только их, но и доделывать то, что изучалось в школе. Это портит семейные отношения на всех уровнях. Что делать?
Ребёнок обследован с медицинских позиций – у терапевта, невролога, эндокринолога. За несколько месяцев до школы проходили диагностику у психолога: внимание, память, мышление, восприятие, воображение – всё в норме.
Вы говорите о физическом здоровье – это очень хорошо. Психологически были исследованы когнитивные способности ребёнка – они в порядке. Однако готовность к школе – это комплексное явление. Кроме тех моментов, о которых вы пишете, есть ещё эмоционально-волевая, коммуникативная, мотивационная готовность. Предлагаю начать с последней.
Само по себе обучение ребёнка не мотивирует. Скорее всего традиционные конструктивные мотивы уже неоднократно озвучивались и оказались неэффективны. Предлагаю небольшой эксперимент.
Давайте попробуем найти для мальчика сверхзадачу во время обучения в школе. «Получить образование», «быть как брат» – не работает. Возможно, сработает прагматическая или игровая сверхзадача.
Прагматическая сверхзадача заключается в поиске того, где сыну пригодится в жизни то, что он изучает непосредственно на уроке. Например, русский язык. Первое, что приходит в голову – будешь грамотно писать письма. Но и этот тезис тоже ребёнку нужно доказать. Многие аргументируют тем, что редактор правит, поэтому нет необходимости задумываться о таких мелочах.
Тогда попробуем сосредоточиться на цитате М.В. Ломоносова: «Кто смутно пишет, тот смутно думает». Что это означает, и как связана цитата с уроком русского языка? Есть система языка, она едина для всех пользователей – её-то и изучают на уроке русского. Понимая, как устроена система, можно по наблюдению за индивидуальным её использованием окружающими многое о них узнавать.
Например, когда человек избегает местоимения «я» и говорит «мне холодно», «мне лень», «мне тяжело» или «надоело», что это значит? Предположим, что он избегает ответственности за свои слова, не хочет быть на виду, предпочитает находиться в тени.
Другой вариант. Попробуйте в режиме игрового мозгового штурма накидывать идеи с вечера: как на практике можно использовать то, что будет изучаться завтра, заглянув в учебник, а на следующий день – проверять. Но чтобы проверить, нужно погрузиться в тему урока, как следует её изучить, прочувствовать, чтобы понять наверняка, чья идея в мозговом штурме оказалась наиболее близка к истине.
Игровая сверхзадача предполагает игровую рамку, в которой происходит обучение в целом. Например, школа – режимный объект, где передаются секретные шифровки. За учебный день их все нужно получить, надлежащим образом обработать и предъявить вышестоящему начальству (маме на проверку домашнего задания). Сын при таком раскладе – специальный агент, отправившийся добывать секретную информацию, зашифрованную под обычные школьные задания…
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии