Миф про успешных троечников и лентяев
Миф про успешных троечников и лентяев
Когда сын в седьмом классе, то разговоры о том, что надо учиться, делать уроки, записывать задание – обыденная рутина. Но тут он поставил меня в тупик своим аргументом, я растерялась и не нашла, что сказать.
...В этом году было 25-летие моего школьного выпуска, в марте я ездила в родной городок и ходила на встречу выпускников. Народу собралось много, организационные и прочие затраты на себя взял один из одноклассников, сейчас уважаемый бизнесмен с целой сетью крутых автомастерских, а в школе – лентяй из лентяев. Ему даже переписать у кого-то на перемене задание было лень. Рисовали ему троечки и переводили из класса в класс. Все учителя, помню, выдохнули с облегчением, когда он после 9-го класса забрал документы. А теперь мало кто в нашем городе круче него, хотя, говорят, что для своих вип-клиентов он до сих пор сам ремонт делает, очень любит это дело. Родители у него обычные работяги, а он всё сам. В детстве постоянно что-то ковырял, кому-то помогал, ногти всегда чёрные были…
Когда я домой вернулась, конечно, об этом взахлёб рассказывала: типа, надо же, как жизнь повернулась!
Теперь вот сыну нотацию читаю, а он мне: «Вот твой одноклассник... Нет смысла в образовании». Я даже не знаю, что ответить. Как будто, рассказав эту историю, выбила у себя почву из-под ног, теперь в воспитании и опереться не на что.
Да, пожалуй, такие истории дезориентируют. Они представляют собой ошибку выжившего. Это как про дельфинов говорят, что они спасают тонущих людей тем, что выталкивают их к берегу. Между тем они выталкивают потенциальных конкурентов со своей территории. Повезло тем, кого вытолкнули в сторону берега, те рассказывают о чудесном спасении. Тот, кого вытолкнули в сторону моря, никому ничего больше не скажет.
Так и здесь. Ваш одноклассник оказался классным автослесарем и, видимо, прекрасным коммуникатором: вы упомянули, что он постоянно кому-то помогал что-то делать с машинами, и ему одноклассники предлагали списать, а он ленился это делать. Какие ещё факторы стали слагаемыми его успеха, не известно. У вас есть картинка человека за школьной партой – лентяй из лентяев, а следующая картинка – уважаемый в городе бизнесмен, владелец заводов, газет, пароходов… Между этими двумя слайдами – четверть века. Время, за которое могло произойти очень многое – чёрный ящик. Этого мужчину сделало крутым не неучение само по себе, а многое другое, что он делал и умел.
Может ли ваш сын-семиклассник разобрать и собрать двигатель внутреннего сгорания? Сделать что-то ещё руками, полезное, за что люди готовы платить? Есть ли у него чёткая картинка того, чем он хочет заниматься в своей профессиональной жизни?
Мужчина из вашего примера точно знал, кем он будет, довольно рано – поэтому одноклассники запомнили его пацаном с грязными, неотмываемыми ногтями. Он много времени посвящал изучению и работе с тем, чем собирался заниматься. Неудивительно, что в результате стал мастером. Сказать, что он не образован, тоже нельзя. Его образование другого рода, оно практическое, полученное не через теорию, а через руки. И, наверное, большое везение в том, что его родители в своё время не стали его заставлять идти в десятый класс, а позволили получить рабочую специальность. Это те слагаемые, что лежат на поверхности и видны каждому. Но сколько их ещё было в его жизни, знает только он сам.
Из исключительного нежелания учиться не рождается мастер своего дела, состоятельный человек. Поэтому важно понимать, что пойдёт в комплекте с этим нежеланием.
Хорошо, предположим, вы, как и родители вашего одноклассника, можете не заставлять сына идти в десятый класс. А что в этот комплект сын положит ещё? Об этом можно составить отдельный разговор.
Мне кажется, что вы не навредили воспитательному процессу этой историей, а сделали его более объёмным и жизненным. Да, бывают и другие пути становления. Они не легче, просто другие. Готов ли ты следовать этому другому пути – вопрос открытый, давай обсудим.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии