Конфликты в школе
Конфликты в школе
Конфликты в школе
Конфликт в переводе с латыни означает столкновение. Конфликтологиутверждают, что бесконфликтных взаимоотношений не бывает.
Родители часто обращаются на консультацию к психологу – ихбеспокоят конфликты, которые возникают у детей в школе. Конфликты можно отнестик категории педагогических, когда они связаны косвенно или напрямую собучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебногозаведения.
Существуют следующие виды педагогических конфликтов:
- конфликты деятельности,возникающие по поводу невыполнения учеником учебных заданий, неуспеваемости,вне учебной деятельности;
- конфликты поведения,возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще науроках, и вне школы;
- конфликты отношений,возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, всфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Учащиеся в процессе обучения в школе переживают четыреконфликтных периода:
1. Первый класс – происходит смена игровой деятельности научебную, появляются новые требования и обязанности. Адаптация может длиться от3-х месяцев до 1,5 лет.
2. Переход из 4-го в 5-й класс. Вместо одного учителяпоявляются учителя-предметники и новые школьные предметы.
3. В 9-м классе необходимо решить – идти в специальноеучебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе.
4. Окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсныеэкзамены в вуз.
Особенности конфликтных ситуаций в трех возрастныхкатегориях:
- В младших классах:переживания носят кратковременный характер; ребенок нуждается в защите иподдержке учителя; конфликты часто связаны со стилем и тактикой учителя напоступки учащихся.
- Вподростковый период: наступает потеря интереса к учебе; проявляетсянедисциплинированность учащихся; конфликты чаще возникают при ошибках вметодике оценивания знаний и умений со стороны педагогов.
- Встарших классах: завышение требований ко взрослым при снисходительном отношениик себе; характерна эмоциональная неустойчивость; отстаивание своей точки зренияв ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам.
Для девочекболее характерны вербальные формы разрешения конфликтов. Мальчики склонны к выраженной телесной агрессивности вразрешении конфликтов.
Путии методы разрешения конфликтных ситуаций:
- Полезно организоватьколлективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловуювзаимозависимость между ними.
- Изучить неуспевающихучеников по предметам, проявлять к ним внимание с целью своевременного оказанияпомощи.
- Не наказывать плохимиотметками по предмету за поведение.
- Стремитьсяк тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.
Важноуметь правильно общаться и знать: что сказать (содержание); как сказать(эмоциональное сопровождение); когда сказать (время и место); при ком сказать изачем сказать (уверенность в ситуации).
С.Жукова,
психолог центра «Радуга».
Комментарии
В решении конфликтов помогают Школьные службы примирения, которые создаются в разных городах России.
В них конфликт решают сами участники при поддержке нейтрального посредника-медиатора.
Медиатор - часто один из учеников школы, прошедший специальную подготовку, и который может сохранять конфиденциальность, не судить, не поучать, а одинаково поддерживать обе стороны.
Подробнее на сайте www.sprc.ru/shsp_index.html
Антон
Моя дочь хорошистка,но в общение с классным руководителем она дерзка.Она в восьмом классе,ее хотят исключить со школы,и что делать,как утрести конфликт.