Как воспитать ответственность
Как воспитать ответственность
Сын уже почти подросток, ему скоро 12 лет. Сейчас нас беспокоит его склонность к вранью, которая рождается, как мне кажется, из-за его сиюминутных желаний и слабого самоконтроля. Например, пошёл на каток – соврал, что прокат коньков стоит на сто рублей дороже. Потому что хотелось в кафе сходить. На вопрос о том, почему так сделал, ответа нет. Или про уроки. Звоню с работы: «Сделал домашнюю работу?» «Да, сделал!» Приезжаю, прошу показать, а он начинает юлить, запираться, говорить, что домашка для тех, кто в классе чего-то не понимает… Понятное дело, мало что сделал. Зачем и почему в таких вещах, которые проверить можно на раз, обманывает, нам совершенно не понятно. И классный руководитель по поводу невыполненных уроков регулярно пишет именно мне…
Вы несколько раз говорите «мы», но вопрос вовлечённости мужа в воспитательный процесс не раскрыт полностью. Ниже я предложу возможный подход к работе с такой ситуацией. В ней потребуется помощь и поддержка супруга.
Сейчас сын не понимает, что ответственность – это оборотная сторона свободы. Собственной внутренней ответственности у него пока нет. Ваша задача помочь ему её взрастить.
Получается, что у мальчика есть некоторые обязанности и обязательства. Он их выполняет, но, когда в этом выполнении оказывается предоставлен сам себе, начинает лукавить и трактовать в свою пользу.
Например, ситуация с коньками: да, я туда пойду и буду на них кататься в соответствии со взятыми на себя обязательствами. Меня в этом никто не контролирует, потому что это такие не особенно обязательные обязательства, вроде как даже развлекательные. Тем более что родители не знают, сколько стоит прокат. К тому же развлекательные обязательства, взятые на себя по конькам, могут быть хорошо дополнены посиделками в кафе. Но на кафе денег не дадут отдельно, приплюсуем эту сумму в общую, предназначенную для развлечения.
Уроки – это тоже обязательства. Даже более обязательные, чем каток. «Но что такое уроки? – может рассуждать сын. – Это дополнительные упражнения, предназначенные для закрепления изучаемого материала. А если я на уроке занимаюсь хорошо, то домашнее задание выполнять не обязательно. Особенно если родители оставляют выполнение мне на откуп».
Эти две довольно разные ситуации объединяет то, что ослабление родительского контроля (его полное отключение) приводит к детской самодеятельности, проявляющейся преимущественно в обмане.
Обращение учителя к вам – хороший фундамент для взаимодействия с сыном о границах ответственности вашей и его. «Я родитель, который отвечает за твоё здоровье, образование, общее развитие. Я не могу контролировать абсолютно всё, что с тобой происходит, но буду контролировать, строго контролировать то, что считаю необходимым».
Для этого нужно обозначить необходимый и достаточный минимум того, что сын должен делать обязательно, в любых обстоятельствах. Этот минимум надо неукоснительно контролировать. Здесь важно рассчитать свои силы и обозначить период времени, в течение которого будет осуществляться такой суровый контроль. Например, неделя или месяц, а затем нужно сесть и пересмотреть договор, принять новые решения. И ещё важный момент: необходимо отметить, что вы делаете то, что делаете, не из желания досадить ему, а потому что не видите на сегодняшний момент другого пути. Родительская задача – вырастить самостоятельных и самодостаточных взрослых из своих детей, но начать отпускать следует только тогда, когда появится уверенность, что сын может справиться со свободой, которая ему предоставляется. Так, предоставляя свободу маленькими порциями, можно развить достаточную меру ответственности за неё.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото с сайта medaboutme.ru
Комментарии