Как учиться «на камчатке»?
Как учиться «на камчатке»?
У меня ребенок учится в третьем классе, и все годы из-за высокого роста сидит за последней партой. Учитель жалуется на неусидчивость, невнимательность, плохой почерк. Ребенок не всегда слышит учителя, несвоевременно реагирует на его слова. Он далеко не дурак, но каждая контрольная – катастрофа. В классе несколько таких детей, некоторые даже состояли на учете у невролога, и врач давал рекомендации сидеть на первых партах. Но в школе учитывают только мнение окулиста. Можно ли моему ребенку сидеть за последней партой? Насколько это влияет на успеваемость?
Такое положение дел может быть обусловлено и неврологией у ребенка, и его личностными особенностями. Чтобы исключить синдром дефицита внимания и мозговую дисфункцию, необходимо, чтобы ребенка обследовал врач.
Что касается «психологии» последней парты, то здесь тоже есть свои особенности. На последней парте школьнику часто кажется, что он менее заметен преподавателю, в меньшей степени вовлечен в учебный процесс. Происходящее у доски кажется далеким и не имеющим отношения к нему самому. С последней парты бывает трудно удерживать фокус внимания на доске, тем более что гораздо ближе могут появиться значительно более привлекательные объекты. Вот Петя с третьей парты прицепил Васе на спину записку, Лена у окна пытается не шуршать шоколадной оберткой; у нее ничего не получается, а я заметил! Другими словами, между ребенком с последней парты и доской значительно больше отвлекающих объектов, чем между доской и первой партой. Учебная мотивация такого школьника должна быть в разы выше, чем у одноклассников.
Если ученику, который долгое время сидел на последней парте, предложить на некоторое время занять место педагога, он, как правило, бывает удивлен тем, насколько хорошо виден класс из-за учительской кафедры.
Учитель в силу личностных особенностей также может отсекать часть класса при работе. Например, очень показательной бывает работа детей, когда учитель ходит по рядам: ученики начальной школы обычно с усиленным рвением начинают работать, когда педагог проходит мимо них, а уж если останавливается... В методике преподавания есть прием включения ребенка в учебный процесс путем объяснения нового материала от его парты. Его заинтересованность становится запредельной, если учитель апеллирует к нему как к эксперту.
Другое дело, что до последней парты учитель часто не доходит, материал объясняет, обращаясь к ученикам, находящимся перед ним. Вспомните детство и быстро ответьте: кто сидел на первой парте? Отличник, учительский любимчик.
Обычно школьный психолог рекомендует учителю начальной школы ротацию детей в школьном кабинете. В первом классе это могут быть еженедельные пересадки, затем более редкие, например, каждую четверть. Тогда каждый ребенок может посидеть за любой партой и у учителя не возникает застывшей картинки класса. В первом классе все дети хотят учиться, быть ближе к учителю, в фокусе его внимания, независимо от того, насколько их голова возвышается над партой.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии