Как превратить молчуна в болтуна
Как превратить молчуна в болтуна
Все чаще родители сталкиваются с задержкой речевого развития у детей. Но при этом многие мамы и папы к специалистам не обращаются, надеясь, что все образуется само собой, и ребенок перерастет свои проблемы. Чтобы вовремя оказать помощь такому ребенку, полезно знать, как развивается речь в норме, что может тормозить процесс и как поступать родителям в такой ситуации.
Когда нужно бить тревогу
Причины задержки речевого развития могут быть разные: неблагоприятная экология, осложнения во время беременности или родов, частые болезни ребенка в раннем возрасте.
Родителям стоит обратить внимание на диагнозы, которые ставят детям при выписке из роддома. Среди них могут быть «нарушение мозгового кровообращения», «гипервозбудимость». Пугаться не нужно, но в месяц малыша необходимо показать детскому психоневрологу или неврологу. И если врачи назначат медикаментозное лечение, не спешите от него отказываться, доверяйте опыту и квалификации специалиста.
Не слушайте тех, кто советует пустить дело на самотек. Если ребенок ни в год, ни в два не говорит, обратитесь за консультацией к неврологу, логопеду, детскому психологу.
Ошибки в воспитании малыша также могут повлиять на ситуацию. Например, гиперопекающие родители, бабушки, дедушки понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания (пальчиком показал, и мама уже несет нужную игрушку). Пусть малыш попросит словами, скажет фразу по-своему, тогда речь станет для него тем необходимым инструментом, с помощью которого будут удовлетворены его потребности.
Не делайте включенные телевизор, радио фоном в своей квартире. Ребенок привыкает к избыточно информированной среде и перестает обращать на нее внимание, может даже разговаривать длинными псевдофразами, взятыми, например, из рекламы, в то время как развитие речи будет задерживаться.
Мамины уроки
Родители тоже могут помочь своему ребенку. Развивайте мелкую моторику. Хороши пальчиковые игры – «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки-ладушки» и др.; рисование красками с помощью пальчиков; лепка из пластилина, теста; нанизывание бус, пуговиц; работа с мозаикой; шнуровка; аппликация; конструирование (особенно приветствуется мелкий конструктор – под присмотром взрослых); собирание пазлов.
Больше читайте ребенку – потешки, короткие стишки, сказки. И с выражением! Книги должны быть с яркими иллюстрациями, чтобы при чтении взрослый мог одновременно показывать малышу соответствующую картинку. Хорошо воспринимает ребенок и детские песенки. Артикуляционные сказки помогут в развитии органов речи – языка, губ, щек.
При общении каждое действие нужно проговаривать вслух: «Сейчас мы собираемся в детский сад. Что мы сейчас будем делать? Правильно! Почистим зубки, это – зубная щетка, это – зубная паста. Мы надеваем футболку, колготки…»
Рекомендуются игры, в которых сочетаются речь и движения. Например: «Частым лесом тупы-тап, мчался ежик со всех лап!» Малыш с мамой бегут на месте легкими семенящими шагами; локти прижаты к бокам, мягкие ладони опущены; встряхивая кистями, произносят: «ф-ф-ф…» Или такая забавная игра – «Ежик-еженька, постой, расскажи нам, что с тобой?» Ребенок стоит, обхватив голову руками, качается вправо-влево, произнося нараспев: «ой-ой-ой…». «Ежик лапками – туп-туп!» Малыш хлопает по коленям, произнося на энергичном выдохе: «п-п-п…», «Ежик глазками – луп-луп!» Ребенок энергично сжимает и разжимает ладони, поднятые на уровне глаз, энергично произнося: «луп-луп» и т.д.
Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни малыша. Выполняя эти рекомендации, обязательно почувствуете результаты от вашей работы.
Ю. Воротынцева, логопед
Комментарии