Как не потерять чувство «я»
Как не потерять чувство «я»
(Окончание. Начало в №26)
Продолжаем знакомить наших читателей с ключевыми этапами формирования характера ребенка в соответствии с теорией кризисов известного психоаналитика Эрика Эриксона. Как считает Эриксон, преодолевая кризисы в своем развитии, человек приобретает те или иные качества характера. Причем, если конфликт разрешен успешно, он не испытывает сожалений о прошлом, а живет настоящим. Знание этих закономерностей позволяет родителям влиять на формирование характера в нужном русле.
Возраст от 6 до 11 лет сопровождается конфликтом развития: могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Эта стадия связана с тем, что ребенок активно овладевает различными умениями и навыками в школе, дома, среди сверстников. Такой возраст – оптимальный для того, чтобы учиться. У ребенка есть готовность к дисциплине, усвоению знаний, стремление делать все хорошо, заряженность на дух соревнования. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Родительское одобрение действий и высокая их оценка очень важны для ребенка этого возраста, они позволят сформировать такое важное качество характера, как трудолюбие. Тогда же формируется чувство умелости, компетентности. Овладевая основами знаний, дети начинают идентифицировать себя с представителями отдельных профессий, для них важным становится общественное одобрение их деятельности.
К сожалению, в представлениях родителей нередко присутствует убеждение, что ребенку необходимо указывать на его ошибки, тогда в будущем он не совершит ничего подобного. Однако, как правило, критика не срабатывает нужным образом. Родительские упреки и замечания вызывают у детей лишь обиду, а вовсе не желание что-то исправить и осмыслить полученный опыт. Особенно сильный вред наносят родители, когда сравнивают своего ребенка с другими детьми, и сравнение не в его пользу. Например, такие родительские фразы: «У всех дети как дети, а у меня…», «У соседки дочь и в магазин сходит, и дома порядок наведет, а ты…», «Сколько раз я могу тебе говорить?», «Когда ты научишься понимать меня с первого раза?» У ребенка, который слышит такие фразы постоянно, формируется устойчивое чувство неполноценности, заниженная самооценка.
Подростковый возраст – ключевая стадия для приобретения чувства идентичности. Дети узнают разные роли – ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы. Одна из задач этого периода – научиться находить свое место в группе сверстников. Перед подростком стоит задача объединить все, что он знает о себе, как о сыне, дочери, школьнике, спортсмене или друге в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их одну целостную идентичность. Молодые люди ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Семье в такой момент важно психологически отпустить ребенка, позволить ему искать себя. На этом этапе происходит осознание себя как личности, осознание тех или иных черт своего характера, формируется отчетливое представление о себе. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном – спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы. Когда интегрировать стержневую идентичность не удается, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности – отсутствие самостоятельно сформированного представления о себе. Предмет конфликта развития: кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
А. Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии