• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 08:53 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Как не потерять чувство «я»

    Как не потерять чувство «я»

    кончание. Начало в №26)

    Продолжаем знакомить наших читателей с ключевыми этапами формирования характера ребенка в соответствии с теорией кризисов известного психоаналитика Эрика Эриксона. Как считает Эриксон, преодолевая кризисы в своем развитии, человек приобретает те или иные качества характера. Причем, если конфликт разрешен успешно, он не испытывает сожалений о прошлом, а живет настоящим. Знание этих закономерностей позволяет родителям влиять на формирование характера в нужном русле.

    Возраст от 6 до 11 лет сопровождается конфликтом развития: могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Эта стадия связана с тем, что ребенок активно овладевает различными умениями и навыками в школе, дома, среди сверстников. Такой возраст – оптимальный для того, чтобы учиться. У ребенка есть готовность к дисциплине, усвоению знаний, стремление делать все хорошо, заряженность на дух соревнования. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Родительское одобрение действий и высокая их оценка очень важны для ребенка этого возраста, они позволят сформировать такое важное качество характера, как трудолюбие. Тогда же формируется чувство умелости, компетентности. Овладевая основами знаний, дети начинают идентифицировать себя с представителями отдельных профессий, для них важным становится общественное одобрение их деятельности.

    К сожалению, в представлениях родителей нередко присутствует убеждение, что ребенку необходимо указывать на его ошибки, тогда в будущем он не совершит ничего подобного. Однако, как правило, критика не срабатывает нужным образом. Родительские упреки и замечания вызывают у детей лишь обиду, а вовсе не желание что-то исправить и осмыслить полученный опыт. Особенно сильный вред наносят родители, когда сравнивают своего ребенка с другими детьми, и сравнение не в его пользу. Например, такие родительские фразы: «У всех дети как дети, а у меня…», «У соседки дочь и в магазин сходит, и дома порядок наведет, а ты…», «Сколько раз я могу тебе говорить?», «Когда ты научишься понимать меня с первого раза?» У ребенка, который слышит такие фразы постоянно, формируется устойчивое чувство неполноценности, заниженная самооценка.

    Подростковый возраст – ключевая стадия для приобретения чувства идентичности. Дети узнают разные роли – ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы. Одна из задач этого периода – научиться находить свое место в группе сверстников. Перед подростком стоит задача объединить все, что он знает о себе, как о сыне, дочери, школьнике, спортсмене или друге в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их одну целостную идентичность. Молодые люди ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Семье в такой момент важно психологически отпустить ребенка, позволить ему искать себя. На этом этапе происходит осознание себя как личности, осознание тех или иных черт своего характера, формируется отчетливое представление о себе. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном – спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы. Когда интегрировать стержневую идентичность не удается, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности – отсутствие самостоятельно сформированного представления о себе. Предмет конфликта развития: кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

    А. Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40)

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Папа – праздник, мама – цербер
    340 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Кому нужен школьный проект
    400 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Где заканчивается родительская ответственность
    359 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Обозвали нищебродом
    1137 1
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Раздражает родная дочь
    440 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Тянули дочь в науку
    597 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24

    Популярное