• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 03:03 понедельник, 14 октября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    14.10.2019
    USD: 64.22
    EUR: 70.73
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Из лягушки – в принцессу

    Из лягушки – в принцессу

    Из лягушки – в принцессу

    Ольга СМАГИНА – художник, скульптор, мастер, который делает уникальных кукол. Они «живут» в разных уголках мира, наполняя теплом и радостью не только дома, где находятся, но и сердца тех людей, кто их видит или может потрогать. Участницу и лауреата многих выставок, члена профессионального объединения художественной авторской куклы, ведущую мастер-классов расспросила корреспондент «Навигатора».

    – Авторская кукла – это направление в искусстве?

    – Да, существует такой жанр – авторской или коллекционной куклы. И зародился он в средневековой Европе. Тогда куклы были доступны лишь состоятельным людям, их передавали из поколения в поколение как драгоценные предметы роскоши.

    С тех пор немногое изменилось. Авторская кукла – одно из самых дорогих направлений современного искусства. Ценность коллекционных изделий с годами только возрастает. В последние годы этот жанр широко развивается, сформировались различные стилистические направления – от стилизованных, «кукольных» работ до художественных, близких к скульптуре. Большинство моих изделий реалистичны – мне понадобились дополнительные знания в области анатомии, а также много часов наблюдений за людьми, их поведением, движениями, мимикой. Я обязательно делаю эскиз работы – первоначальный рисунок или набросок того образа, который в дальнейшем приобретет форму и объем.

    – Сколько времени нужно мастеру, чтобы сотворить куклу?

    – От 60 до 80 часов плюс технологические перерывы на просушку деталей и живописных слоев. Все делается вручную. Сначала – лепка скульптурных частей, потом работа с тканями, которые обрабатываются и тонируются, из них формируется одежда, изготавливаются аксессуары. Композиция и цветовая палитра разрабатываются автором по законам художественного произведения. Чем дороже кукла, тем больше у нее деталей, используются винтажные ткани, антикварные элементы. Например, у куклы-модистки кружева на платье ручной работы, а в руках куклы-смотрителя времени – механизм старинных часов. В композиции «кукла, пишущая письмо» использована старинная бумага.

    Жанр авторской куклы позволяет применить все многообразие форм, материалов и текстур, которые есть на сегодняшний момент. Благодаря этому и получаются образы, которые живут, дышат, разговаривают, делятся чувствами. Мои куклы – это мы реальные, те, которые, вступают в соприкосновение друг с другом, как бы фантастически или сказочно они ни выглядели. Ведь Баба-Яга – это мудрая старуха, которая никогда не причинит вреда Герою, если он не испугается пойти по своему пути, а маленькая Принцесса – это девушка, которая грезит наяву и готова силой своей любви превратить обыкновенную Лягушку в Принца.

    – А зачем заказывают кукол с портретным сходством?

    – Обычно люди обращаются к этой теме, когда хотят сделать какой-то особенный подарок близкому человеку или коллеге по работе. Но чтобы это была не просто вещь, а возможность выразить через нее свое искреннее и теплое отношение к человеку, которому предназначается подарок. Часто просят сделать куклу в образе, который передает характер. В этом случае я изготавливаю портретную, имеющую внешнее сходство с прототипом и вместе с тем отражающую характер человека.

    – Мир кукол – сказочный и очень камерный. Не мешает городская суета погрузиться в атмосферу волшебства и алхимии?

    – Не так давно я переехала жить в Академгородок и сразу почувствовала, насколько легче мне здесь работается и насколько выразительнее стали мои куклы. Здесь совсем другая атмосфера по сравнению с городом, неспешный ритм жизни завораживает. Хочется больше заниматься творчеством, меньше суетиться. Городок – очень камерный по своей сути. Здесь по-другому слышишь, видишь, воспринимаешь. Хочется больше прислушиваться к себе и меньше говорить. Через какое-то время приходит понимание, что только так и можно жить. Душа Городка – в этом удивительном ощущении.

    – Что питает творчество мастера-кукольника?

    – Внутренняя реальность человека. По второму образованию я психолог, много времени посвятила изучению мифологии и культуры народов мира. Юнгианское виденье мира с его архетипическими символами дает мне нескончаемый материал для творчества. Мои куклы понятны каждому, несмотря на различия в социальном, национальном, культурном плане. Они воспринимаются интуитивно через символы.

    Люди, их внутренний мир – мой главный интерес. Каждый из нас уникален, содержит в себе и светлую часть, и темную – то, что Юнг называл Персоной и Тенью. Увидеть, а главное суметь передать образ, амбивалентность характера в его целостности – через мимику, позу, цвет и форму скульптуры, рассказать зрителю о потаенном переживании или эмоции – это моя важнейшая задача как художника. Только когда работа вызывает эмоции, считаю ее состоявшейся.

    – Наверное, в этом и состоит главная роль искусства – привлечь внимание, помочь осознать то, что происходит внутри каждого из нас?

    – Захотелось провести такую аналогию. Никто из людей не видел своего сердца, но его биение – верный знак того, что мы живы. Иногда мы прислушиваемся к своему пульсу. Возможность услышать свой внутренний ритм искусство тоже дает. И для меня главный критерий его подлинности – бегут ли мурашки по коже. Очень хочется, чтобы от моих работ у людей бежали мурашки. Тогда это про интуицию, мечты, сны и тайны, соприкосновение с душой, – все, что придает глубинный смысл простой человеческой жизни.

    Юлия КРОХА

    Фото Н. Мордовиной

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Любимое дело
    «Память общая и песня общая»
    1927 2
    "Навигатор" № 23 (1194) от 14.06.19
    Человек и общество / Любимое дело
    Микромамонт Анискина
    363 0
    "Навигатор" № 1 (1172) от 11.01.19
    Человек и общество / Любимое дело
    В минуте – скопление смыслов
    533 2
    "Навигатор" № 27 (1147) от 13.07.18
    Человек и общество / Любимое дело
    Перевод с космического
    526 0
    "Навигатор" № 19 (1139) от 18.05.18
    Человек и общество / Любимое дело
    В кадре – храмы Сибири
    946 0
    "Навигатор" № 44 (1113) от 10.11.17
    Человек и общество / Любимое дело
    Наш удивительный садовник
    687 0
    "Навигатор" № 40 (1109) от 13.10.17

    Популярное