«Культура – это всегда преемственность»
«Культура – это всегда преемственность»
Анастасия РУБЛЁВА – русская красавица, популярный блогер. В TikTok у неё более 15 тысяч подписчиков. Работает в Институте археологии и этнографии СО РАН, этнопедагог. Её блог на соответствующую тематику: о русской народной культуре, моде прошлых лет, традициях и праздниках.
– Анастасия, как пришла идея создать этно-блог в TikTok?
– Раньше казалось, что эта соцсеть для совсем юных зрителей, а мне уже 24. Основной площадкой был Instagram (продукт Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией в РФ. – Прим. ред.), однако подруги подталкивали к освоению новых платформ. Пытаюсь делать максимально обширный и наглядный блог, который был бы понятен любому, не погружённому в этнографию. Хочется, чтобы люди влюбились в свою культуру, взяли из неё что-то актуальное.
– На кого рассчитаны ваши видео?
– Конечно, хотелось бы привлечь аудиторию моего возраста – 20-30 лет, однако вижу, что на мои видео часто реагируют и пожилые люди. И понимаю почему: в своём детстве они могли наблюдать эту культуру через своих бабушек, активных её носителей, родившихся в конце XIX – начале XX века. Они узнают своих предков в этих образах.
– Получается, бабушки наших бабушек как раз носили кокошники, сарафаны и вплетали ленты в косы?
– Получается, так. Но важно сделать ремарку: наш всеми любимый образ кокошника был характерен больше для Русского Севера. В Калужской и Рязанской губерниях, например, бытовала кичка – женская шапка с твёрдой передней частью в форме рогов или лопатки. Церковь запрещала её носить, считала чем-то «нечистым».
В Советском Союзе переработали традиционную культуру под свою идеологию, взяли почему-то именно образ кокошника и везде его преподносили.
В Сибири быстро перестали носить традиционную одежду, что закономерно: русские здесь начали жить относительно недавно, и они были более подвержены советским трансформациям. В южных губерниях, которые считаются колыбелью русской культуры, и Севере даже во второй половине XX века ещё носили традиционную одежду хотя бы по праздникам.
– На ваш взгляд, насколько сильно Советский Союз изменил представления о русской традиционной культуре?
– Возможно, я скажу очень громко, но по факту СССР уничтожил то культурное наследие, которое у нас было. Оно и понятно: русская культура пропитана христианством, хотя многие праздники имеют языческие корни.
В СССР боролись с православием: уничтожали храмы, расстреливали священников… Но каждому запрету нужна замена: человек не может жить без культуры, поэтому разрабатывали сценарии новых праздников. Например, вместо Масленицы появились Проводы зимы.
В конце XX века, после распада СССР, началось отторжение всего советского, открылись шлюзы и хлынула культура Запада. А «советчина» несла в себе отголоски, пусть искажённые и утрированные, но русской культуры. Автоматически с отвращением к советскому пришло отторжение и народного.
– Модельер Вячеслав Зайцев в одном интервью сетовал на то, что молодёжь слепо перенимает западные тенденции и не обращает внимания на традиционную моду, которая на самом-то деле уникальна. Так происходит именно из-за нелюбви к СССР?
– Культура – это всегда преемственность. До XIX века культура менялась поступательно. Советский Союз же взял и обрубил эту традицию. Приезжая в глубинку, спрашиваю у бабушек и дедушек про их родственников. Они же прямо отвечают: «Доченька-внученька, глупые были, не интересовались этим».
Советский Союз стремился к уничтожению русской культуры как органичной, сбалансированной и создал вместо неё то, что в фольклорной среде обозначается словом «клюква». Все видели так называемый народный хор из ряда женщин и мужчин в одинаковых аляпистых одеждах. Да та же Надежда Бабкина, которую считают народной артисткой – продукт советской эпохи. Прошу прощения, но от её костюмов рябит в глазах. Конечно, это дело вкуса, но до русской гармоничности там далеко.
– Значит, сегодня у русских просто нет понимания того, как выглядит их исконная культура?
– Я бы сказала так: русская традиционная культура на массовом уровне очень плохо представлена. У обывателя нет её аутентичного образа. Сейчас, особенно в Новосибирске, работает много этнопедагогов, и я одна из них. Мы с детьми изучаем русский фольклор, отмечаем традиционные праздники, участвуем в конкурсах, разучиваем танцы и песни. Такие ребята уже понимают, что такое русская традиционная культура хотя бы во внешних атрибутах.
Восстановлением русской традиционной культуры начали заниматься ещё в прошлом веке, в 1980-1990-е годы. И сегодня её активно изучают, но этим занимается очень узкая группа: фольклористы, учёные-этнографы. На массовом уровне этого представления нет.
– Как окружение относится к вашей деятельности? Всё-таки публичность может давать свои плоды.
– Подписчиков у меня немного, но родственники поддерживают. Младший брат, которому 14, говорит, что я знаменитость. Старший, который, к слову, получил ту же специальность, что и я, но выбрал путь школьного учителя, тоже поддерживает. Родители очень помогают. Например, все костюмы, в которых я снимаюсь, шьёт мама. Она мастер по русскому традиционному костюму, этнопедагог и руководитель центра традиционного воспитания «Домострой».
– А современная мода вас интересует?
– На уровне потребителя. Нет времени: педагогическая деятельность, научная, сами понимаете. Однако в последнее время замечаю у нынешних дизайнеров внимание к народным мотивам. Также очень интересно, как наша мода откликнется на современные политические и социальные ситуации. Мода – маркер происходящих процессов, а так как перед нами сейчас встал вопрос идентичности, это особенно актуально.
– Настя, вы окончили НГУ, работаете сейчас в Институте археологии и этнографии СО РАН. Это наверняка помогает в ведении блога.
– Официально я инженер-исследователь – это первая ступенька в карьере учёного, работаю в институте около полутора лет. Конечно, это очень помогает: помимо визуальных элементов, своим подписчикам я предлагаю немного теории.
Образование даёт мне авторитет. Оно показывает аудитории, что я не дилетант, а действительно опираюсь на научные исследования, в том числе этнографические. Сейчас пишу научные статьи и выступаю на различных конференциях. В будущем, конечно, хочу получить магистерскую степень и написать кандидатскую диссертацию.
– Какие у вас дальнейшие планы на блог?
– Глобальная задача – озвучивать аутентичный национальный образ на самых широких медиаплощадках. Не важно, буду ли я делать это одна или стану частью фольклорного движения. В наших силах показать, что такое настоящий национальный образ, а не привычная «клюква».
Екатерина ХУДОЛЕЕВА, студентка НГПУ
На фото из соцсетей А. Рублёва
Комментарии