• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 00:32 пятница, 27 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    27.11.2020
    USD: 75.45
    EUR: 90.03
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Дом, где живёт ремесло

    Дом, где живёт ремесло

    Дом, где живёт ремесло

    В Нижней Ельцовке, на пересечении улицы Иртышской и Бердского шоссе, открылся не имеющий пока аналогов Дом пимоката. Здесь ждут всех, кто интересуется историей и культурой своей страны, а также заботится о своём здоровье.

    В 2009 году жителю нашего района, на тот момент вынужденному коммерсанту Ивану Лапину захотелось освоить старинное сибирское ремесло – изготовление обуви из валяной шерсти. Весьма необычный для горожанина интерес был навеян рассказами знакомых пенсионерок о том, как во времена их детства и юности в деревнях держали овец. Стригли дважды за год. Вся зимне-весенняя шерсть предназначалась для вязания и полностью уходила на варежки и носки. Летне-осенняя была немного другая, поэтому её использовали для изготовления тёплой зимней обуви. Любую состриженную шерсть ждал долгий цикл ручной переработки. Её перебирали, стирали, чесали, били и только потом пряли или валяли. Живая, не травленная кислотой шерсть становилась валенком естественного цвета: белого, чёрного или коричневатого. Если хотелось понаряднее, украшали вышивкой. А усиленный шерстяным или пуховым носком валенок помогал хозяину на протяжении всей долгой зимы держать ноги в тепле и не болеть.

    Валенки в Сибири назывались пимами, а создававших их мастеров – пимокатами. С веками мастерство практически сошло на нет. С удивлением слушал Иван Андреевич старушек, интерес становился всё сильнее. Пора было переходить к делу. В глухой деревне он отыскал одного из лучших мастеров и погрузился в изучение полного ремесленного цикла – от выращивания ягнёнка до валяния пимов. Чем больше учился, тем больше понимал, не только постигая технологию, но и проникаясь сутью любимого дела.

    – Пимокат – это не предприниматель, не бизнесмен, не коммерсант, он – ремесленник, мастер. Каждая пара созданной им обуви по-своему уникальна, ведь это не фура китайской синтетики. Сюда вложены настроение, умение, фантазия. Работа позволяет раскрыть душу, жить в ладу с природой. Мы своими руками создаём для людей тепло, помогающее сохранить здоровье, приносим пользу родной земле, на которой живём, продолжая культурное наследие прародителей, – делится мыслями Иван Лапин.

    Уже 11 лет он занимается пимокатанием, параллельно изучает овцеводство, виды шерсти и разные способы обработки, ездит по стране, находя и поддерживая единомышленников. Кого-то выучил он, у кого-то учился сам.

    Совместными усилиями мастеров постепенно меняется отношение населения к валяной обуви. Прогресс, конечно, продолжает давить, особенно в городе, где, вопреки законам природы, при минусовой температуре на дорогах слякоть и грязь. Соль, песок и реагенты, которыми посыпают улицы, убивают экологически чистую шерсть, нанося валенкам непоправимый ущерб. Другое дело в сельской местности: там хоть до апреля в пимах ходи! Но низкий уровень доходов заставляет население приобретать ширпотреб вместо изделий мастеров-ремесленников.

    – Первую проблему мы решаем, сажая наши изделия на непромокаемую подошву. Чёсанки в силу своей формы с каблучком изначально выше и меньше подвержены намоканию. Вторая проблема куда глобальнее. Решить её усилиями мастеров не получится, разве что предложить населению активнее разводить овец, правильно их содержать, продавать шерсть, мясо и курдючный жир. Имея собственную отару, можно и ремеслу обучиться. За это с вас никто ни копейки не возьмёт, а семья зимой будет и обута, и здорова, – считает Иван Андреевич.

    В прошлом году мастер удивил друзей новостью: «Дом пимоката буду строить!» Как? Где? На что? Земля и строительство нынче не дёшевы. Оказалось, что российским законодательством предусмотрено выделение участка для поддержания, сохранения, развития традиционных народных промыслов и ознакомления с ними населения.

    – К законам в нашей стране относятся по-разному. Поэтому невозможно переоценить участие и помощь в реализации моей мечты министра строительства Новосибирской области Ивана Шмидта и главы администрации Советского района Дмитрия Оленникова. Они оказались людьми слова, проявили искренний интерес и к нашему ремеслу, и к затее строительства этого необычного дома, – с благодарностью вспоминает мастер.

    Редкие экскурсии и мастер-классы Иван Лапин проводил и раньше в своей мастерской. Теперь у него есть отдельное, специально приспособленное для этого здание. Стройка длилась почти год. Пока не завершена отделка второго этажа, но сибирский мастер уже готов встречать детей и взрослых, у которых есть интерес к старинному русскому ремеслу.

    «Дом пимоката» – не магазин, хотя экспозиция его стеллажей и полок включает образцы изделий разных регионов России: смотри, примеряй, приценивайся и заказывай. Это не музей, ведь на небольшой площади стоят рабочие приспособления для переработки шерсти. На них можно обучаться работе во время мастер-классов. Это не очаг культуры в чистом виде, хотя его интерьер и территория идеальны для проведения народных празднеств, экскурсий, пленэров, свадебных и тематических фотосессий и видеосъёмок. Это дом, где живёт ремесло, трудится и отдыхает пимокат, радушно принимая друзей, помогая коллегам по творческому цеху со всей страны.

    Светлана КНИЖНИК

    Снимки И. Лапина

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Любимое дело
    Для творцов и созидателей
    876 0
    "Навигатор" № 38 (1260) от 02.10.20
    Человек и общество / Любимое дело
    Чем помочь мастерице
    606 0
    "Навигатор" № 21 (1243) от 05.06.20
    Человек и общество / Любимое дело
    20 лет лоскуток к лоскутку
    597 0
    "Навигатор" № 3 (1225) от 31.01.20
    Человек и общество / Любимое дело
    «Память общая и песня общая»
    2328 2
    "Навигатор" № 23 (1194) от 14.06.19
    Человек и общество / Любимое дело
    Микромамонт Анискина
    746 0
    "Навигатор" № 1 (1172) от 11.01.19
    Человек и общество / Любимое дело
    В минуте – скопление смыслов
    881 2
    "Навигатор" № 27 (1147) от 13.07.18

    Популярное