Хулиганить и экспериментировать
Хулиганить и экспериментировать
Летом корреспондент «Навигатора» побывала в Доме учёных на выставке известного новосибирского художника Олега Горохова и его учеников. «Любование» – вот слово, которое лучше всего передаёт ощущения от увиденного. Уютные, полные тепла и светлой радости картины – настоящий праздник для души.
О пройденном
Олег Горохов родился в 1965 году в селе Борском Самарской области. Учился в Ленинградском ордена Дружбы народов институте культуры им. Крупской. В 1990 году был вольнослушателем художественно-промышленного училища им. Мухиной. В 90-е осваивал рисунок и живопись в студии Натальи Чижик. Входил в объединение художников «m'Art». С 1999 года – участник Ассоциации свободных художников имени «Купание красного коня» Петрова-Водкина. Сегодня работы художника находятся в художественных музеях Новокузнецка и Томска, Музее нонконформистского искусства Санкт-Петербурга, картинной галерее Дома учёных СО РАН и в частных коллекциях в США, Германии, Франции, Японии и России.
О жанрах
Как говорит художник, его картины ближе всего к примитивизму. Но вместе с тем, он не стремится вписаться в какой-то определённый жанр, соответствовать правилам. Поскольку обратная сторона любого канона – ограничение, чуждое самому процессу творчества. Художественный жанр Олег Борисович рассматривает скорее как способ выражения замысла:
– Могут быть тысячи вариантов изображения одной берёзки, каждый автор увидит её и напишет по-своему. В детстве у меня была мечта, посмотреть, как работает художник. Она до сих пор есть. Была бы машина времени, обязательно бы понаблюдал за Модильяни, Ван Гогом, Гогеном.
О движущей силе
– Каждая работа – эксперимент. Я всё время пытаюсь хулиганить, экспериментировать, – рассказывает Олег Горохов. – Что мною движет? Есть два аспекта: ЧТО рисует художник, и КАК он это делает. Тема может быть какой угодно – ангелы, война или беспредметная картина. Просто форточку изобрази, важно – КАК.
Ты стоишь перед пустым холстом. Что хочешь сказать? Есть художники, которые из любого натюрморта создадут невероятной выразительности работу при помощи цветов, которых в изображенном предмете или пейзаже другие люди никогда не увидят. Сделают это другими красками и своими линиями. Если у художника есть язык, то им можно рассказать обо всём, что видишь, что знаешь, что приснилось, что чувствуешь. Владеешь этим языком – счастлив.
Найти его может каждый, но для этого нужно время. Я точно знаю, что сразу это не получится – надо потихоньку-полегоньку расширять мировоззрение. Можно десяток раз копировать разных художников, и вдруг выдать своё. Я своим ученикам говорю так: «Вот перед вами рассказ или повесть, допустим, «Старик и море». Текст сложно заучить, это будет долго и муторно. А вы расскажите своими словами, что там самое главное. То же самое нужно сделать, когда берётесь за полотно – подумайте, что в нём самое важное, что вы хотите сказать?» И получается, что рисуя картинку, человек проживает её, она проходит через его мозг, движения.
Об учениках
Два года назад художник начал преподавать. Сегодня к нему на занятия приходят и взрослые, и дети, участвуют в коллективных выставках. Так в Доме учёных вместе с картинами Горохова были представлены работы сорока пяти его учеников.
– Когда я ввязался в это дело, решил, что не буду учить людей рисовать кубики, кружочки – у них нет сейчас на это времени, – говорит художник. – Час, два, ещё дольше может длиться урок, но в конце ученик уходит с готовой или почти готовой картиной. И с осознанием, что он что-то уже сделал. А если он придёт ещё и ещё раз, то сможет гораздо больше.
О творческом тонусе
– Формальные, внешние выражения успеха мне не важны, – признаётся Горохов. – Есть мэтры, которые реализовались в Новосибирске – Шуриц, Фатеев и ещё много кто. Другим художникам здесь тесно, многие уезжают. Например, мой друг Александр Косенков всё бросил и перебрался в Питер. Я лояльный человек, более спокойный и домашний. Мне всего хватает. Сегодня мой аккумулятор – это ученики. Благодаря им я каждый день в творческом тонусе, работаю как генератор энергии, которая нужна и мне самому.
Всю жизнь борюсь с правилами, и цель этой борьбы не внешняя, а скорее внутренняя. Наш ум стремится всё систематизировать, повторить удачный ход. Нет, нет и нет! У тебя есть только небольшой периметр холста, и на нем ты должен изложить всё, как Бог: посмотрите, ни одной веточки нет одинаковой, ни одного листика – так сотворен мир, будь любезен, с картиной также работай.
Ольга Одновал
Комментарии