Готов учиться… за деньги!
Готов учиться… за деньги!
Сын в этом году окончил седьмой класс. Очень средненько: например, по геометрии весь год к концу четверти отметка колебалась от 2,7 до 2,9 баллов. Слава богу, обошлось в итоге без двоек, хотя в классе несколько ребят остались на осень – в основном с той же геометрией и алгеброй.
Я нашла репетитора на лето, предлагаю сыну. А он считает, что у него всё в порядке с академической успеваемостью: двоек же нет. Каникулы ему положены для отдыха. Он против моих посягательств. Если мне так хочется, я могу за отдельную плату настаивать на репетиторе. Вот Андрею, например, одному из его оставленных на осень одноклассников, родители платят, чтобы он занимался и пересдал в августе математику. Это же логично, развивает свою мысль сын: они позориться в школе не хотят. Они так и сказали ему. А Андрей не позорится, ему пофиг.
Я свернула разговор, потому что не нашла, что ответить. В себе готовности платить ребёнку за дополнительные занятия не ощущаю. Как заставить его дополнительно заниматься, не знаю. Полный тупик. Муж как-то вяло предложил сына выпороть, но я же понимаю, что это он от растерянности и непонимания, что происходит. Если до 14 лет ещё ни разу не выпорол, теперь точно этого не сделает.
Сложившаяся ситуация, на мой взгляд, уходит корнями в разрешение вопроса: чем является для вашего сына обучение в школе – правом или обязанностью? Если это право, то ребёнок стремится воспользоваться им на полную катушку, выжать из обучения максимум возможностей. Если это навязанная обязанность, то её с не меньшим упорством подросток стремится избежать.
Довольно часто детям говорится о том, что школа – это их работа. В таком случае возникновение вопроса о зарплате – лишь вопрос времени.
Ваш сын, судя по его академической успеваемости, отбывает время в школе. Причём делает это, на его взгляд, вполне эффективно. Он усвоил правила игры: чтобы к тебе не было претензий, ты не должен скатываться ниже 2,6 балла. Тогда без проблем будут аттестовывать, переводить из класса в класс и вообще цепляться к тебе не станут. Подросток чётко соблюдает правила: у него нет ни одной четвертной двойки. Он балансирует на краю, но не заваливается. Это отражает его представления о взаимоотношениях со школой.
Ваше предложение для него – как гром среди ясного неба. Он успешно завершил учебный год, какие могут быть дополнительные занятия? Если мама так хочет и настаивает, они могут быть, хорошо. Но за дополнительную плату.
В системе представлений сына – это не вы заботитесь о нём, нанимая репетитора, это он делает вам одолжение, соглашаясь на эти занятия, потому что репетитор нужен для родительского спокойствия, с ним и так всё в порядке. Он, цитируя печально известного Андрея, исподволь вводит и свою позицию – «пофиг», то есть остаться или не остаться на осень или с задолженностью пойти в следующий класс, для него значения не имеет.
Что делать?
Пороть уже поздно.
А вот искать индивидуальную образовательную траекторию – нет. Для этого стоит поговорить с ребёнком о том, чего он хочет. В основной школе осталось учиться два года. Что дальше? В десятый класс, если не будет рывка в развитии интересов и успеваемости, смысла особого нет. Школа не имеет права отказать любому ребёнку, сдавшему на положительные отметки ОГЭ, но есть ли в этом личностный смысл – вопрос открытый.
Вместе посмотреть колледжи по интересующим специальностям: какой средний балл, условия обучения, перспективы профессионального становления.
Что ещё нужно для осуществления желаемого: курсы, активности, поддержка?
Обсудить персоналии из ближайшего окружения, недавно осуществившие профессиональный выбор: кто доволен, кто недоволен, чем и почему.
Возможно, в ходе таких разговоров сын поймёт, что геометрия ему нужна. Тогда занятиям быть, и эффекту от них – тоже. В противном случае – даже если вы наймёте математика – от саботажа будет уйти очень сложно. К этому нужно быть готовым.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии