Фея хлебных крошек
Фея хлебных крошек
Фея хлебных крошек
Как известно, все лучшее для детей создается заинтересованными родителями. В один прекрасный момент мама Юля поняла, что для творческого развития ее сына не хватает… мультипликации. Так родилась идея делать мультфильмы с малышами.
Беседуем с Юлией УЛЬЯНОВОЙ, ведущим педагогом детской киностудии «Поиск».
– Юлия, зачем детям нужна мультипликация?
– Мультипликация, как мне кажется, наиболее адекватный вид занятий с малышами, ведь он предполагает самую разнообразную деятельность и эмоциональную насыщенность. Творчество присуще каждому человеку, и это очевидно, когда смотришь на детей. Нельзя заложить программу развития извне, нужно дать ребенку возможность раскрыться, создать условия и мотивацию для творчества, создать творческое пространство.
– А как создать такое пространство?
– Во-первых, на занятиях должно присутствовать чувство свободы. Поэтому у нас нет жесткой дисциплины – есть разумные ограничения: не обижать друг друга, не отбирать ничего. Атмосфера близка к домашней. Здесь происходит первый опыт социализации, первое участие в коллективной деятельности.
Во-вторых, должна быть тематическая мотивация. Например, если мы рисуем мыльные пузыри, то мы пускаем их, рассматриваем, изображаем. Делаем настольный театр – смотрим кукольный спектакль, отгадываем загадки, изображаем героев и т. д. Должно быть как можно больше заданий, которые предполагают вариативность, свободу воображения.
– К чему сводится роль педагога и родителей в этом процессе?
– Наверно, к следующему: эмоционально участвовать, не мешать, помогать, объединять результаты (если работа коллективная). А самое главное – пробудить у ребенка отзывчивость: удивить, рассмешить, поставить перед вопросом. Этот эмоциональный заряд служит импульсом для творчества. Во многом ребенок воспринимает занятия через маму, поэтому мама и педагог должны быть солидарны, отсюда вытекает важность работы с родителями. Родители – равноправные участники, но их помощь должна быть корректной.
– Вы занимаетесь с самыми маленькими детьми, а мультипликация – довольно сложный вид творчества. Скажите, как вам удается сделать фильм, адекватный возрасту и при этом интересный?
– Очень актуальный вопрос. Поскольку возможности раннего возраста (2-3 года) еще очень невелики, нужно так организовать процесс, чтобы все задания были доступны и при рисовании, и при съемках, и при озвучивании. Т.е. должны использоваться простейшие приемы. Часто дети не могут еще изобразить на бумаге что-либо конкретное. Тогда можно начинать с объектов, с которыми детям проще работать. Например, в прошлом году мы с детками снимали их игрушки, которые они приносили с собой. Можно заниматься с природными материалами и пластилином: приемы вроде бы элементарные (втыкать в пластилин веточки, палочки), а эффект интересный. Природные материалы облегчают работу по созданию объектов, которые будут в кадре: кустик полыни становится деревом, мох – травой и т.п.
– Откуда берется сюжет мультфильма? Кто автор этих замечательных идей?
– Говорить об авторстве в 2 года, пожалуй, еще нельзя, ведь 2 года – подготовительный этап, период активного формирования личности. Этот этап ведет к дальнейшему, авторскому творчеству, которое возможно с 3-х лет. Идеально, когда ребенок, родитель и педагог являются соавторами мультфильма.
Поскольку дети в этом возрасте еще не сочиняют (у них не сформировано абстрактное мышление, недостаточно развита речь), мы идем такими путями:
- берем хорошо знакомый детям текст («Мишка косолапый», «Каравай»);
- делаем съемку этюдов, необходимых для занятий в качестве иллюстраций, без подготовленного сценария;
- затем составляем видеоряд и предлагаем в качестве задания сочинить историю по видеоряду детям постарше и озвучить мультфильм. Таким образом, в работе над мультфильмом объединяются дети разных возрастов.
– Что дают эти занятия в дальнейшем?
– Конечно, творчество как естественное состояние. Отсутствие страхов, свободу. А ведь половина детей, впервые приходящих к нам, не могут рисовать: боятся, что сделают все неправильно. Не менее полугода уходит только на то, чтобы избавить их от этих страхов. Еще у детей появляется другое отношение к съемкам, т.к. они могут представить себе результат. Например, из десяти детей три ребенка вышли на авторские фильмы, некоторые дети стали снимать собственные этюды.
Кстати говоря, важная особенность малышовых мультфильмов – открытое пространство. Ребенок может быть полноправным участником мультфильма: он кормит героев, машет ручкой, стучит ложкой. Ребенок полноправно занимает место в кадре.
– И все-таки, почему мультипликация?
– Я считаю, потому, что это самый синтетичный вид детского творчества. Ведь ребенку не так важно, что вот сейчас он занимается тем, что называется «рисование», сейчас – тем, что называется «лепка», а потом будет «драматургия» и «анимация». Это бывает важно только для нас, взрослых. Мультипликация может выполнять те же функции, что и арт-терапия, сказкотерапия. Ведь чаще всего дети создают мультфильмы о себе, о своей мечте. Например, одной девочке очень хотелось собаку, но родители не разрешали ее заводить. И девочка стала делать мультфильм про собаку. Другой пример – мальчику хотелось стать моряком. И он снял мультфильм, в котором сбылась его мечта увидеть море, альбатросов…
– Какая идея вам запомнилась больше всего?
– Пожалуй, большое впечатление на меня произвел вот такой простенький рассказ:
В хлебе есть дырочки. В них живут человечки. Когда человечки веселые – хлеб свежий. Когда человечки грустные – хлеб засохший.
Автору рассказа Ксюше Глушко было в момент сочинения 1 год 9 месяцев.
Вероятно, из таких историй начинаются все сказки, все мультфильмы – и все «взрослые» книги. Со взгляда на знакомые предметы под другим углом. А мультипликация позволяет оживить эти истории в самом буквальном смысле.
Благодарю за содействие сайт sibmama.ru и школу «Современные родители».
Беседу вела
Евгения ЛУНДИНА.
Комментарии