Елизавета ДОРОФЕЕВА: «Дорожу каждой своей ролью!»
Елизавета ДОРОФЕЕВА: «Дорожу каждой своей ролью!»
В начавшемся сезоне в Доме учёных Новосибирский музыкальный театр покажет несколько спектаклей. Зрители Академгородка с нетерпением ждут встречи с труппой. В ее составе уже больше 20 лет выступает Елизавета ДОРОФЕЕВА.
Она служит в Новосибирском музыкальном театре с 1997 года. Ведущий мастер сцены высшей категории. Дипломант национальной премии «Золотая маска» (2009), трижды лауреат театральной премии «Парадиз», отмечена государственной премией Новосибирской области. Награждена медалями «80 лет НСО» и «За труд на благо города», почётными грамотами Министерства культуры РФ и регионального правительства. Включена в «Золотую книгу культуры Новосибирской области» в номинации «Верность призванию».
– Какие роли тебе особенно дороги? (Мы с Лизой однокурсники, так что беседуем на ты).
– Дорожу каждой! Конечно, выйти в Лоте в «Летучей мыши» проще, чем отпахать «Гадюку» или «Средство Макропулоса». Если в роли всего два слова – она не перестает быть любимой, вот в чём дело. Также выходишь с партнёрами на сцену, даришь себя зрителю. Очень любила роль Кейсуил в «Мышеловке». Так жалко, что спектакль, поставленный Квинихидзе, быстро сняли с репертуара! Ещё мне очень интересна Ханума, играю её с огромным удовольствием.
Одна из самых незабываемых – роль графа Альмавивы в «Женитьбе Фигаро». Её репетировали Леша Милосердов и Андрюша Алексеев. А потом Алексей уволился, Андрея пригласили в оперный – и графа некому стало делать. Звонок из театра: «Тебя ждёт в гостевой режиссёр». Прихожу, Леонид Александрович курит, смотрит на меня испытывающе: «Знаешь, Лиза, когда я предложил Табакову женскую роль в «Мэри Поппинс», он мне не отказал!» Ну, и я тоже не отказала Квинихидзе – переодевалась в графа в начале спектакля, то есть мы играли «театр в театре». Нашла в себе мужскую походку, а петь было ещё удобнее. В итоге наш «Фигаро» взял две «Золотые маски» – за лучший спектакль и женскую роль, её получила Вероника Гришуленко за Розину.
– Говорят, что все режиссёры – нервные, без конца кричат, матерятся…
– Неправда! Все, кто приезжал к нам на постановку – очень культурные люди, профессионалы своего дела: Александров, Дитятковский, Квинихидзе, Цирюк, мой любимый Гали Абайдулов… Филипп Разенков – очень творческий человек, вдохновляет нас на креатив. Элеонора Ивановна Титкова, многолетний главреж театра – тоже всегда с большим уважением ко всем относилась.
В свою очередь приезжие постоянно отмечают, что им комфортно работать в Новосибирске, что у нас профессиональная дружная труппа. И это действительно так: нет ни склок, ни сплетен, ни зависти, ни интриг. Мы все – как одна большая семья, у каждого своя ниша. Конечно, кто не хочет сыграть премьеру в первом составе, поехать в Москву на «Маску»? Но это решает руководство, ему виднее.
– Летом театр выезжал на гастроли после долгого перерыва. Как тебе Севастополь?
– Играла практически каждый вечер всю неделю. Но удалось и покупаться, и проехать по побережью до Ялты с экскурсией. Наконец-то увидела воочию Ласточкино гнездо. Но было безумно жарко – крымский климат мне не подходит, гораздо приятнее на Алтае. Ездим с друзьями каждый отпуск на Акташ – красота!
Принимали в Севастополе потрясающе. Всё прошло на аншлагах. На поклонах – цветы, овации, крики «браво». Одна девочка дарила мне букет каждый вечер. Было очень приятно. Гримёрки в местном театре – на двоих: столики, стулья, диванчик, телевизор и, что немаловажно, душевая кабина. Хотелось бы ещё приехать в Крым – осенью и на подольше! Вообще, гастролей нам не хватает – на Дальний Восток, к примеру…
– Кто из композиторов тебе ближе?
– Пожалуй, Баскин. Играю во многих его спектаклях: «Сирано де Бержерак», «Одиссея Капитана Блада», «Средство Макропулоса», ранее были «Алиса в стране чудес», «Шведская спичка»… Очень люблю музыку классиков жанра – Кальмана, Штрауса, Легара, Оффенбаха. В мае на госах в НГТИ была викторина по музлитературе – так в голове до сих пор сидят концерты Брамса, Вагнера, Бетховена… Но и современные шлягеры иногда напеваю: Лободу, Киркорова. «Цвет настроения – синий» – это же полный расколбас!
– Ты нетипичный пример долгожителя музкомедии – для меня это театр большой ротации: за последние четверть века отсюда ушло огромное количество народу. Одних солистов три десятка, не считая артистов хора и балета, музыкантов и дирижёров…
– Регулярные обновления в большом коллективе – это данность. Приходят новые люди – знакомишься, вводишь в спектакли. Это даже интересно. А если кто-то хочет развиваться в творческом плане в другом месте – это его право, его выбор.
Я пришла в театр, где было наимощнейшее старшее поколение. Тихомолов, Павлов, Цыганков, Плашков, Михайлов – всех их уже нет с нами. Царили на сцене Ладыженская, Рейтерович, Титкова, Ромашко, Алфёрова, Шаляпина… Все очень сильно помогали освоиться в профессии, в коллективе.
– А кто самый суровый критик?
– Естественно, мама. Перед премьерами волновалась едва ли не больше меня! Особое внимание обращала на мой внешний вид, иногда говорила, что для этой роли хорошо бы немного похудеть (улыбается).
Наш мастер курса в театральном училище Сергей Владимирович Александровский – частый и желанный гость в театре. Он никогда не критикует меня – а деликатно подсказывает: попробуй так, это должно быть лучше. И всякий раз ободряет: «Ты молодец, ты красотка!»
Регулярные замечания артистам делают директор театра, дирижёр, режиссёр – и всегда в доброжелательной форме.
– Да уж, конфликтовать с руководством – себе дороже. Дирижер – царь и бог спектакля?
– Не то слово! На гастролях в Крыму впервые пела «Гадюку» под оркестровую фонограмму «минус один» – по темпам она записана очень удобно. Но петь под живой оркестр, конечно, ни с чем несравнимое удовольствие. У дирижёра Александра Новикова – очень удобная рука. И если захочется протянуть какую-то ноту, оркестр под его руководством всегда тебя подхватит. В конце сезона была удивительная «Гадюка», когда все солисты, дирижёр и оркестр слились в одно целое – это просто магия! После спектакля даже обнялись с Александром Сергеевичем от избытка чувств.
– Что важнее – работоспособность или природные данные?
– Если нет таланта, труд не спасёт. Пожалуй, это справедливо для любой профессии. Если я не хирург, никогда не смогу сделать блестящую операцию. Но работоспособность важна и сама по себе. Репетиции бывают изнурительными – особенно перед премьерой. Все мы приходим в театр зелёными – и стараемся прогрессировать, набираемся опыта.
Прекрасный пример для подражания – народный артист России Александр Тимофеевич Выскрибенцев. Уникальный человек! Он всё время в движении. И никогда не репетирует вполсилы, не бережёт себя даже на технических прогонах. В этом – уважение к профессии, театру, партнёрам. Снимаю шляпу.
Приходящим в театр после консерватории немного не хватает по части актёрского мастерства, сценречи, сцендвижения. Но это не их вина, в театральном училище эти предметы – основные. Поэтому ребятам необходимо набирать в процессе работы. И они стараются – честь им и хвала. Молодым помогают – и партнёры, и приглашенные специалисты. С таким гонором – я пришла из консы, пою, как вам не снилось – сталкиваться, слава богу, не приходилось. Все наши советы и пожелания режиссёров новые солисты и солистки воспринимают с открытым сердцем.
– Есть ли хобби?
– Очень люблю вышивать крестиком – в основном иконы. Работы раздариваю друзьям и знакомым. Сейчас у меня новое хобби – алмазная мозаика. Поклонники подарили три моих портрета, собираю их потихоньку. На одну узкую полоску пазла уходит до девяти часов. Но когда видишь, как лицо постепенно проявляется, это такой кайф! Люблю и другую спокойную, монотонную работу – гладить, например. Столько всего передумаешь, никуда не торопясь…
Нравится кино – особенно наши старые комедии. И знаешь их наизусть, а начнёшь смотреть – ведь не оторваться! А ещё я люблю готовить. В школе пекла торты бесконечно! Сейчас сладкого не ем, поэтому запекаю мясо, овощи.
– На героя из какого спектакля должен походить мужчина, чтобы ты в него влюбилась?
– Во-первых, он должен быть мужественным. А ещё – честным, верным, открытым, смелым, романтичным. Ну и кто это у нас получается?
– Капитан Блад.
– Точно!
– Влюбленность помогает или мешает работе?
– Когда рядом любимый человек – как же это может помешать? А уж артист это или человек из публики – совершенно неважно. Сейчас у меня в личной жизни всё хорошо.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива Е. Дорофеевой
Комментарии