Ежедневный ад
Ежедневный ад
Ребёнок учится в девятом классе. Учится – это громко сказано, скорее отбывает повинность. Я всегда знала, что школа – это психологически очень тяжело, поэтому оберегала сына, насколько могла. Сейчас понимаю, что не напрасно. Там ничему не учат, ничего не развивают, только требуют: сдать то, написать это, выучить вот это. Никто не заморачивается развитием мотивации, пониманием внутреннего мира ребёнка.
В началке сын посещал частную школу. Это было довольно дорого, но мы с мужем распределили силы и накопления так, чтобы я могла сопровождать ребёнка: пришлось уйти на фриланс, вести бухгалтерию нескольких клиентов – и на всё нам хватило. В пятом классе начался ковид, и мы перешли на домашнее обучение. К концу шестого случился скандал: муж закатил истерику, что не потерпит больше нашего домоседства, что я вырастила что-то неосмысленное и безынициативное, а он так-то рядом просто стоял. Ему было удобно не вникать ни в вопросы обучения, ни в вопросы здоровья.
В результате ребёнок в 7 классе вышел в обычную муниципальную школу, и начался ад. Страшный буллинг. Подростки прятали его портфель, закидывали на козырёк гардероба так, что сын не мог достать, и смеялись, когда он прыгал вокруг, снимали видео. Потом были насмешки над лишним весом, неловкостью физической и социальной. Сколько я часов провела в школе, в разговорах с детьми, учителями, администрацией... С конца восьмого класса его не трогают больше. Конечно, изоляция – это не лучшее, что может быть в жизни, но и не худшее.
Теперь вылезла другая проблема: оказывается, мой сын не учится, по мнению учителей, и не сдаст ОГЭ. Я думала, что учебные проблемы из-за психологической обстановки, но всё оказалось глубже и непонятнее. Выяснилось, что со справкой из школы не выпускают больше. Что делать?
Выход из проблемы может быть там же, где и вход: необходимо определиться с тем, что вы хотите получить от текущей ситуации. Вариантов несколько: 1) закончить гарантированные законом об образовании 9 классов и зажить дальше прежней фрилансерской жизнью; 2) интегрировать подростка в учебный процесс настолько, чтобы обучение стало ступенькой в его социализации; 3) понять, чего хочет подросток, согласовать его и свои планы на ближайшие несколько лет с учётом возможностей, связанных с обучением; 4) выработать общесемейное представление об образовательной траектории сына и провести инвентаризацию ресурсов, необходимых для достижения желаемого. Или что-то ещё? Говорить о том, кто виноват, смысла нет. Важнее понять, что сейчас происходит, и что хотелось бы, чтобы происходило.
В конце второй четверти, видимо, в школе проходил пробник ОГЭ, и ваш сын не написал на положительную отметку более одного предмета из четырёх (когда речь идёт только об одном, обычно таких разговоров не ведут).
Описанная вами траектория образования ребёнка не позволяет предполагать глубоких знаний по учебным дисциплинам. В такой ситуации предлагаю определить программу-минимум и программу-максимум.
Минимум предполагает написание всех выбранных в 9-м классе предметов на положительную отметку. Да, сейчас здоровый ребёнок (не с ОВЗ) не может выйти из школы со справкой. Ему необходимо сдать экзамен. Осталось менее полугода, поэтому подтвердить диагноз, позволивший не проходить испытания на общих основаниях, не получится. Значит, нужно взять в школе пробники сына и посмотреть, чего и сколько ему не хватило до положительных отметок. А затем заняться натаскиванием с репетитором.
Параллельно с этим стоит составить несколько разговоров с сыном (можно совместно с психологом) о том, чего он хочет сам, как видит свой дальнейший путь – образовательный и профессиональный, чем хочет заняться после школы, какая помощь и поддержка ему в этом нужна. Заодно это хорошая возможность проверить, насколько вы чувствуете и понимаете своего сына, насколько согласованы и обеспечены ресурсами ваши с ним желания. Хорошо бы в этот разговор вовлечь и отца, тогда видение и понимание происходящего будет объёмным.
После такого разговора может быть определена программа-максимум, в которой сын сообщает о своих интересах и начинает работать над их воплощением. Школа может быть местом, дающим ребёнку старт в жизнь, но это не единственная возможность. Семья, консолидировав усилия, тоже может. Интегрироваться в школу у сына не получилось, вряд ли получится за оставшееся время. Но это не повод опускать руки, это повод искать другие возможности и обходные пути.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии